Оглавление

Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 - 1978 - с.496
Сведения о живой природе в первобытном обществе
предыдущая главасодержаниеследующая глава

Сведения о живой природе в первобытном обществе

Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о строении человека, назначении частей тела, но каким путем эти представления возникли, исторической науке пока неизвестно. Предполагается, что анатомия началась с развитием познавательной деятельности человека, которого влекло любопытство не только узнать вещи, которые его окружали, но и рассмотреть рану и органы раненого человека или убитого животного. К сожалению, вера человека в сверхъестественную силу и раннее появление религии запрещали расчленять человека. В те времена человек не противопоставлял себя природе, а считал все предметы живыми, имеющими "душу". Этот первобытный антропоморфизм и возникшее как его следствие религиозное верование - анимизм, утверждающий самостоятельное существование души и тела, были огромным препятствием для вскрытия трупов, ибо "душа" должна возвратиться в целое тело.

Уже около 13000-14000 лет до н. э. были созданы изображения растений, животных и людей, дошедшие до нас в виде пещерных и наскальных рисунков. В одной из пещер Астурии (Испания) найдено было изображение слона, у которого нарисовано сердце. Это доказывает, что люди эпохи палеолита знали о расположении сердца и правильно оценивали его жизненное значение (рис. 1).

1. На рисунке эпохи палеолита, обнаруженном в одной из пещер Астурии (Испания), изображен слон, в контур которого вписано сердце
1. На рисунке эпохи палеолита, обнаруженном в одной из пещер Астурии (Испания), изображен слон, в контур которого вписано сердце

Древние китайцы имели весьма скудные и грубые представления о строении человека (рис. 2). Основателями китайской медицины считаются полумифический император Шинонг (2838-2699 гг. до н. э.), а затем император Гванг-Ти (2698-2599 гг. до н. э.), написавший книгу о медицине - "Неи-Кинг". В этих древних сочинениях содержатся фантастические данные. Например, дыхательное горло в груди якобы разделялось на 7 каналов (рис. 3). Это свидетельствует о том, что древние китайцы трупы не вскрывали. Только начиная с IV века до н. э. в Китае иногда стали разрешать вскрытие трупов. У древних китайцев сердце считали центром жизни, а первым из органов, матерью сердца - печень, сыновьями - желудок и селезенку. По их мнению, сердце принимало пищеварительный сок и превращало его в кровь. В печени якобы обитала душа и возникали идеи, а желчный пузырь представлял центр мужества. Поэтому в древности воины для храбрости и мужества добавляли в пищу желчь крупных хищников.

2. Анатомическая схема человека по представлению древних китайцев. 1 - легкие; 2 - большая артерия; 3 - сердце; 4 - диафрагма, 5 - селезенка; 6 - желудок; 7 - печень; 8 - почка; 9 - желчный пузырь; 10 - кишки; 11 - прямая кишка; 12 - матка
2. Анатомическая схема человека по представлению древних китайцев. 1 - легкие; 2 - большая артерия; 3 - сердце; 4 - диафрагма, 5 - селезенка; 6 - желудок; 7 - печень; 8 - почка; 9 - желчный пузырь; 10 - кишки; 11 - прямая кишка; 12 - матка

3. Система 'каналов' у человека по представлению древних китайцев
3. Система 'каналов' у человека по представлению древних китайцев

В Древней Индии медицина постепенно отходила от религии, где уже с VIII века до н. э. не существовало строгого запрета на вскрытие трупов. Нарушение запрета в Индии также легко искупалось, если виновный принимал очистительные ванны или прикасался к священной корове или просто взглядывал на солнце. В священных книгах индусов уже описан метод мацерирования, который заключался в том, что труп 7 сут. вымачивали в реке, а затем удаляли ветками деревьев кожу. По учению индусов человек состоял из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. Пупок считался центром жизни. Физиологические и эмбриологические представления также были примитивны и основывались на том, что желчь, воздух, слизь, соединившись с огнем, землей, водой и эфиром, формируют хилус, кровь, мясо, кости, жир и мозг; при соединении мужского и женского воспроизводительного вещества образуется зародыш. Весьма прогрессивным надо считать возникновение в Индии в первом тысячелетии до н. э. учения об органах чувств, которыми познается мир. Это учение уже содержало элементы материалистического понимания мира, но не оказало влияния на развитие медицины.

В Древнем Египте принципом государственности была кастовость. Над всеми властвовала каста жрецов. Жрецы учили, что после смерти душа человека переселяется в тело различных животных, а через 3000 лет возвращается в тело умершего, поэтому широко проводилось бальзамирование трупов. Применявшиеся при бальзамировании небольшие разрезы не позволяли рассмотреть топографию и строение извлеченных частей внутренних органов. Поэтому египтяне, так же как китайцы и индийцы, считали сердце органом мышления, через который проходят кровь, слизь, вода, воздух и моча. Кровеносные сосуды на разрезе они видели у мертвого пустыми и считали, что по ним проходит воздух.

Неконкретные знания по анатомии были также у евреев, ибо религия запрещала прикасаться к трупу.

предыдущая главасодержаниеследующая глава

LUXDETERMINATION 2010-2013