Оглавление

Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 - 1978 - с.496
Борьба анатомии и теологии
предыдущая главасодержаниеследующая глава

Борьба анатомии и теологии

Анализ обширной исторической литературы показывает, что медицина и религия всегда вели непримиримую борьбу, которая продолжается и по настоящее время. Тактика и приемы борьбы религии против науки меняются в зависимости от социальных отношений и условий жизни общества. В настоящее время даже церковь предпринимает попытки примирить религию и современную науку. "... Отвергать достижения человеческого разума - это значит отвергать, то, чем Бог одарил человека, отвергать Божью доброту"*. По мнению теологов, особенно когда это им выгодно, прогресс науки и медицины совершается по божескому дозволению, и они пытаются доказать, что медицина и религия возникли вместе, развиваются взаимно, помогая друг другу, так как их корни якобы покоятся на вере в небесного творца, и вера в бога и врачебное деяние являются результатом божественного откровения. "...Медицинская помощь-это установление божественное, вдохновляемое и благословляемое самим Господом"**. Буржуазная философия и в настоящее время проповедует идею, что первыми врачами были служители религии. Однако, как показывает история науки, медицина возникла значительно раньше, чем религия, еще на заре появления первобытного человека. Народный опыт накопил знания о питательных, ядовитых и целебных растениях. "По-видимому, первыми целебными растениями были признаны болеутоляющие (прежде всего пасленовые); очень рано могли быть выделены также растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт, возможно, что уже в это время стали известны возбуждающие свойства кустарника "Кока", наркотические свойства мака, табака, гашиша. Все эти растения употреблялись для лечения болезней в глубокой древности"***.

* (Братский вестник, 1965, № 2, с. 58.)

** (Братский вестник, 1965, № 2, с. 58.)

*** (Бородулин Ф. Р. История медицины. Избранные лекции. Медгиз, 1961, с. 18.)

Важным доказательством того, что медицина и религия возникли в разное время, является жизнь отсталых народов и племен Азии, Африки и Америки, которые находятся на уровне раннего родового строя и не имеют религии, но владеют медицинскими познаниями. В Европе религия возникла примерно 20000-30000 лет назад. Существовавшие элементы медицины постепенно впитывали представления о сверхъестественной силе действия лекарств. У некоторых народов медицина вообще стала культом. Например, в Древнем Египте медициной занимались жрецы, в России - долгое время монахи. Поскольку различные культовые действия не могли оказать помощи больным, вынужденно применялись и другие методы лечения, иногда приводившие к выздоровлению. В целом вмешательство церкви в медицину причинило огромный моральный и физический вред. С одной стороны, профессиональное невежество, основанное на вере в бога, с другой - религия душили проявления нового во всех областях знаний. Наука вообще не могла развиваться на основе теологического учения о сотворении мира и происхождении органической жизни, так как церковь вела борьбу с новыми идеями и особенно с научной медициной, стоящей на пути познания человеком самого себя. В лучшем случае церковь поощряла шаманство и знахарство. Духовенство предавало проклятию своих идейных противников, запрещало применять новые методы лечения, физически расправлялось с учеными, чем тормозило развитие медицины на протяжении тысячелетий. Прогресс науки подрывал авторитет религии и "чудодейственных" средств исцеления, на чем церковь наживала огромные доходы. "Святой" Амвросий заявлял, что "... предписания медицины противоречат небесному знанию, бдению и молитве"*.

* (Уайт Э. Д. Борьба религии с наукой. М.-Л., 1932, с. 169.)

Наиболее выразительным проявлением борьбы религии против медицины было запрещение церкви изучать строение человека. Этот запрет причинил огромный вред развитию медицины. В результате невежества врачей многие тысячи больных поплатились жизнью. Недаром даже в период разгула мракобесия и религии в начале XIII века салернский король Фридрих II обратился к духовенству и населению с просьбой разрешить врачам хотя бы один раз в 5 лет производить вскрытия. Запрет церкви вскрывать трупы объяснялся тем, что человек - это храм святого духа; в день страшного суда человек должен воскреснуть таким, каким он был, что церковь "с отвращением относится к проливанию крови". Последний аргумент весьма лицемерный, так как церковь в период инквизиции в борьбе с научными знаниями, с "нечистой силой" уничтожила миллионы человек. В кострах сгорали одновременно сотни людей и были поселки, где оставались всего 2-3 женщины, не уничтоженные инквизицией. Было бы огромным несчастьем для человечества, если бы религия заняла господствующее положение, как в период средневековья.

В 1553 г. в Женеве по указке протестантского деятеля Кальвина был заживо сожжен испанский ученый и просветитель М. Сервет, открывший малый круг кровообращения, за то, что он пытался проникнуть в "дела божьи".

Реформатор анатомии Везалий также стал жертвой церкви. Несмотря на запрет папы Бонифация III, Везалий препарировал трупы. Чтобы не вызывать подозрений, он прятал трупы в своей постели и, работая в вечном страхе и затворничестве, все же создал труд "О строении человеческого тела", которым разрушил схоластическую анатомию Галена, Аристотеля и Авиценны. Везалий опроверг многие догмы, освященные церковью. Например, он установил, что у мужчины и женщины 24 ребра, Библия же учила, что у мужчины 23 ребра, так как из 24-го богом была сотворена женщина. Затем Везалий опроверг существование у человека несгораемой косточки, которая в день страшного суда должна дать толчок к воскрешению из мертвых. Естественно, такой косточки не оказалось. Церковь обвинила Везалия в богохульстве. Некоторое время инквизиция не могла выполнить свои намерения в отношении Везалия, но после смерти испанского короля Карла V, который покровительствовал ему, тайный суд инквизиции приговорил Везалия к покаянию. Он должен был босиком пройти путь из Испании в Иерусалим и замолить у гроба господня свои грехи. Поводом к суду послужила версия, очевидно, вымышленная инквизицией, что Везалий вскрыл живую светскую даму. Навряд ли вероятно такое утверждение, ибо Везалий был искуснейшим врачом своего времени. Не случайно он многие годы являлся придворным врачом Карла V и Филиппа II, сопровождал их в постоянных и тяжелых походах и в связи с этим вынужден был оставить анатомические исследования. Везалий направился в Иерусалим и в 1564 г. по пути на родину корабль потерпел крушение. Везалий был выброшен на берег о. Занте, где тяжело заболел. Он умер 15 октября 1564 г. в нищете и одиночестве.

Запреты вскрывать и препарировать трупы с научными целями существовали и в России. Так, в 1820 г. попечитель Казанского учебного округа М. Л. Магницкий под давлением реакционной профессуры запретил вскрывать трупы на медицинском факультете Казанского университета. Под звон колоколов и молебен были захоронены учебные экспонаты и музей университета, в том числе и препараты, изготовленные Рюишем и купленные Петром I. Изучать анатомию разрешалось только по рисункам. Церковь возбудила судебное дело против И. М. Сеченова после выхода его работы "Рефлексы головного мозга" (1863). И. М. Сеченов обвинялся в том, что психику человека он объяснял не с религиозных позиций, а материальными причинами. В обвинительном акте указывалось: "Эта материалистическая теория, отвергая свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением"*. Даже в наше время, когда итальянец Петруччи осуществил оплодотворение вне организма женской яйцеклетки и в течение 2 мес. выращивал плод, он вынужден был прекратить эксперимент под давлением церкви.

* (Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Изд-во АМН СССР. М., 1952, с. 221.)

В настоящее время церковь стремится применить тактику примирения религии и науки. В США к врачам предъявляется требование развивать союз религии с наукой; врач должен признавать бога, а затем только ориентироваться на медицинскую науку.

На примере медицины и анатомии видно, какую борьбу ведет церковь со всеми новыми проявлениями врачебного искусства, основанного на практике, опыте, эксперименте и теории познания, а не на вере в сотворение божье. Факты призывают ученых к борьбе с религией и уничтожению предрассудков, разоблачению старых и новых идеалистических философских течений. Советские ученые, вооруженные марксистско-ленинской теорией познания, опираются на науку, которая представляет движущую силу развития общества.

Марксизм-ленинизм в отношении религии основывался на том, что она всегда является социальной. При смене общественных формаций отмечается рост атеистических тенденций. Так было в период буржуазных и социалистических революций. Потеря престижа веры в бога объясняется тем, что каждая общественная формация способствует созданию более высокого научно-технического уровня, более высокой культуры и самосознания угнетаемых слоев общества. То же наблюдается и в период национально-освободительного движения, когда борьба народа за свою свободу ведет к росту национального самосознания, переоценке существующей культуры, перестройке религиозного восприятия мира и удовлетворению духовных запросов не религиозной мистикой, а путем реальной оценки существующей действительности. В настоящее время во всем мире отмечается упадок религии. Огромную роль в этом играет успешное развитие стран социалистического содружества, объединенных коммунистическим мировоззрением. Обострение кризиса и рост классовой борьбы в капиталистических странах убедительно демонстрируют порочность буржуазного строя и религий как форм идеологического воздействия на массы. Материалистическое учение о религии основывается на теории и практике научного атеизма в тесном содружестве с задачами антиимпериалистической борьбы трудящихся, когда вскрывается социально-классовый характер религии, показывается несовместимость религии и марксистско-ленинской идеологии, религии и науки, религии и прогресса. Вот почему с первых шагов Советской власти церковь была отделена от государства, тем самым разрешив свободу атеизма и вероисповеданий. Как учит марксизм-ленинизм, борьба с религией может быть успешной только при уничтожении старых общественных отношений, основанных на эксплуатации и социальном рабстве. В социалистическом обществе произошло освобождение от социального и духовного угнетения, что привело к формированию нового человека, лишенного религиозных предрассудков, выступающего против клерикальных концепций. Программа Коммунистической партии Советского Союза ориентирует на научно-материалистическое мировоззрение. С ростом коммунистического сознания религия и предрассудки постепенно исчезнут и будут представлять только исторический этап на пути торжества свободы человеческой личности и коммунистической морали.

предыдущая главасодержаниеследующая глава

LUXDETERMINATION 2010-2013