Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 - 1978 - с.496
|
|
Анатомия в средние века
После распада рабовладельческого общества наступила эпоха средневековья (V-XV века), т. е. период феодализма. Он характеризовался большой разрухой, упадком культуры, науки и господством религии. С V по X век формировались и упрочивались феодальные отношения, а с XI до XV века был расцвет феодализма.
Особенностью средневековых воззрений на природу и человека служит проявление божества. Поэтому мир, созданный богом, для средневекового человека представлялся реальным, а земной - временным и непознаваемым. Это средневековое сознание иногда вступало в противоречие с человеческим опытом и практикой, о чем в свое время говорили гиппократики и античные ученые. Например, в XIII веке Роджер Бэкон выступил против схоластики и веры в авторитет церкви. Он много сделал в различных областях знаний и даже опередил время своими идеями.
Идеи Р. Бэкона не могли оказать существенного влияния на современников, так как его труды были опубликованы только в 1733 г. Тем не менее они свидетельствуют о том, что, несмотря на изуверства церковников, уже в XIII веке возникали проблески идей на материалистической основе, которые еще не смогли сформироваться и выделиться из целостного религиозно-философского искаженного восприятия мира того времени. Бэкон долгие годы находился в темнице, его жизнь была трагедией и одновременно научным подвигом.
Поборником экспериментального метода науки был английский философ, основатель материализма нового времени Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
"Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки - это Бэкон", - писали Маркс и Энгельс*. Ф. Бэкон подчеркивал, что "Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным"**. Бэкон восставал против схоластики и суеверий. В основу познания природы должны лечь эксперимент, опыт, индукция и анализ. Такие мысли в период средневековья были весьма прогрессивными и вызвали негодование церкви.
* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 2, с. 142.)
** (Бэкон Ф. Новая Атлантида. Изд-во АН СССР, 1964. с. 33.)
В X-XI веках сведения по медицине и биологии отражались в сочинениях типа "Физиолога", "Бестиария", содержащих даже не сведения по античной медицине, а описания и вымыслы библейских сказаний. В X-XI веках эти книги были переведены на славянский язык в Болгарии, а затем распространились и на Руси. Не было новых данных по сравнению с подобными сочинениями и в рукописном произведении на славянском языке под названием "Шестиднев", излагавшем библейскую легенду о 6 днях творения мира. Некоторые сведения по медицине содержались в "Поучении Владимира Мономаха" (XI век). Византийская культура и православная церковь способствовали распространению на Руси античной науки. Монастыри как центры религии стали местом формирования эмпирической науки, в том числе и медицины. Медицинские знания того времени были изложены в рукописи Кирилла "Аристотелевы проблемы", "Галиново на Ииппократа".
В то время как в Европе созревало феодальное общество, которое тормозило развитие науки, на мусульманском Востоке наука развивалась более свободно. В VII-VIII веках арабы вторглись в Европу, и труды ученых Древней Греции и Рима были переведены на персидский язык, что оказало большое влияние на развитие науки и культуры народов Востока. Одним из крупных представителей ученых Востока является Абу-али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037). Им написано более 100 сочинений по литературе, астрономии, медицине. Среди них заслуживают внимания "Канон медицины", "Книга исцелений". Ученые Востока не обогатили анатомию, так как считали, что "... приверженец ислама после смерти должен предстать на суд, совершаемый над ним двумя назначенными для этого ангелами, и при этом ничто в его теле не должно отсутствовать" (И. Гиртль).
В период средневековья изучение анатомии практически прекратилось, что сказалось на квалификации врачей. Невежество их настолько возросло, что в 1224 г. король Фридрих II и общественность города Салерно обратились к церкви с просьбой позволить врачам изучать анатомию. После этого было разрешено вскрывать один труп каждые 5 лет.
Одним из первых сделал некоторые отступления от анатомии Галена профессор Болонского университета Мондинус (1275-1327), популярнейший лектор и ученый своего времени. Ему удавалось тайно вскрывать трупы людей и животных. Труд Мондинуса "Анатомия" на протяжении двух веков переиздавался 25 раз. Он сделал попытку внести некоторые уточнения по анатомии, но в целом его труд был только дополнением к анатомии Галена. Например, Мондинус писал: "Испарения должны свободно выделяться из мозга через швы черепных костей, основная кость должна быть твердой, чтобы не загнивать от избытка влаги, ее смачивающей, носовые кости должны быть порозны, чтобы запах достигал до мозга ..."*.
* (Везалий и его эпоха. Цит. по В. Н. Терновскому. Труды Казанск. мед. ин-та, 1934, т. 5-6.)