Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Сообщество студентов Кировской ГМА

Ноября 21, 2024, 21:57:13

Автор Тема: 1.философия и ее роль в обществе  (Прочитано 20124 раз)

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

1.философия и ее роль в обществе
« : Апреля 24, 2011, 12:55:57 »
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Возникновение и предназначение философии
Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга.
Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.
Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления. Поэтому уже на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Появляются новые формы мышления, с более высоким уровнем обобщения, абстрагирования, неизвестными ранее способами освоения действительности. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего. Философское мышление преобразует предметы, события окружающего мира в мысли-понятия. Посредством систем понятий воспроизводятся законы, причины развития мира в целом как объективно существующего, т.е. не зависящего от произвола и заключающего в себе гармонию, совершенство, упорядоченность.

Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости", "любомудрие" (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшего развития научного знания выделяются конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природной и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственно предмета философии, определение ее функций в обществе.
Что же составляет предмет философии? Следует отметить, что его содержание постоянно уточняется, дополняется — каждая эпоха привносит свое понимание, свое видение. Этот не прекращающийся процесс "самоосознания" проявляет укорененность философии в живой, исторический процесс развития мысли, который постоянно обогащает ее содержание новыми, неизвестными ранее проблемами, потребностями, возможностями. Все это порождает неограниченное многообразие определенной философии. И тем не менее, объект философских размышлений и интересов представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно — это мир и человек, представленные как целостное, нерасторжимое образование, проявляющееся через систему субъектно-объектных отношений. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования, а также предельные нормы и ориентиры социокультурной деятельности человека. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающее единство мира в целом и универсального человека, которое результируется в способах целостного видения мира и наиболее общих культурных характеристиках человеческого бытия.
Философия не абстрактная теория, оторванная от жизни, напротив, она связана с глубокими чувствами и переживаниями людей; своему возникновению она обязана не только холодному разуму, но и чувствующему сердцу. Отсюда жизненная значимость и социальная востребованность философских построений.
Исходным пунктом философского анализа выступает совокупный опыт духовного развития человека, в который входят результаты научного познания, зафиксированные в теориях и концепциях различных наук, вся сфера общественного сознания, выраженная в произведениях искусства, в нормах и требованиях нравственности, постулатах религиозных верований, в истории собственного развития. Философия — особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Такой способ мышления Гегель назвал рефлексией.
Философия заключает в себе большой критический потенциал, активно использует такие средства теоретического поиска, как критика, сомнение, самокритика.

Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.
Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида. В художественных и философских произведениях всесторонне проявляется личность творца, созидателя. Моцарт, Шекспир, Толстой, Платон, Декарт, Спиноза — эти имена слиты и отождествляются с определенными образами, мыслями, теориями, вызывающими впечатление чего-то высокого, великого, проникновенного, волнующего нас недосягаемыми идеями истинного, доброго, прекрасного.
Родственность искусства в философии проявляется и факте того, что философские труды иногда приобретают форму художественного произведения, как, например, у Парменида, Платона, Ницше, А.Камю, а великие писатели и поэты, среди них А.С.Пушкин, У.Шекспир, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, были выдающимися мыслителями.
И, тем не менее, если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. Нравственность, предназначение человека и смысл его существования, причины мира — далеко не полный перечень совместных вопросов, глубоко затрагивающих миропонимание и жизненную позицию людей. В лоне религиозных вероучений возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие философские проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знанием. Порой они приобретали характер непримеримого конфликта с трагическими последствиями для их участников.
Философия, рассматривая единство мира и человека, постоянно сопряжена с некоторой непознанностью, непонятностью, тайной, одним словом, с тем, что не поддается рациональному осмыслению, не "вписывается" в рамки существующих теорий, понятий и категорий. В этих случаях теоретическая деятельность носит особенно напряженный характер, связана с состоянием углубленной сосредоточенности и достигается в некоторых философских школах и направлениях с помощью особой деятельностной установки — медитации (лат. meditatio — размышляю, обдумываю). Подобный стиль мышления проявляется в буддийской йоге. Своеобразной разновидностью философской веры выступает догматизм, абсолютизирующий ту или иную философскую систему или какую-либо ее сторону, превращающие их в "единственно верные", "абсолютно-истинные", "окончательные" и т.д. Подобный подход искажает реальный историко-философский процесс, порождает некое "вероучение", делает невозможным теоретическое отражение действительности.
Между религией и философией существуют глубокие связи, определяемые особенностями чувственной и логической форм мышления. Сложность, неоднозначность процесса познания постоянно воспроизводит, и это, очевидно, будет всегда сопровождать человеческую историю, веру в сверхъестественные силы, т.е. религиозность как неотъемлемую черту любой культуры. Это не исключает того, что конкретный человек может испытывать к вере прямо противоположные чувства, но это совершенно другой вопрос.
Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяет по существу: первая возвышается на вере, сложном социально-психологическом чувстве, — основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.
Философия, также, как и наука, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств.
Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли. Познавательная задача, присущая науке, для философии не является самоцелью, а служит средством для реализации фундаментального проекта – познания и преобразования мира сущего в то, чем он должен быть в соответствии с потребностями и запросами универсального человека, основанных на всеобщих принципах Истины, Добра и Красоты.
В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Мир философии — это особый мир, где действуют свои критерии, своя шкала "точности", свой "масштаб" измерений. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений. Коррелятом теоретического содержания философии выступает совокупность субъектно-объектных отношений системы "мир — человек", вычлененных по принципу всеобщности, философская правда отличается от научной истины тем, что она биполярна и содержит в единстве объективные знания о мире, а также "человеческие", субъективные предпочтения, оценки, ценности, в ней истинность знания сопрягается с ценностно-смысловыми значениями. Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.
Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.


Функции философии в обществе
Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль). Наиболее важными из них являются: онтологическая, социальная, гносеологическая, аксиологическая, методологическая, мировоззренческая.

Онтологическая функция (гр. ontos — сущее) состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его субстанциональность (лат. substantio — сущность), т.е. первооснову. Философские учения по своему объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие. Значения, которые придавались этим онтологическим понятиям определяли содержание и форму различных концепций бытия.
В XX веке значительное распространение получила идея о том, что бытие мира может быть понято только через бытие человека. Согласно этому пониманию истину мира, его основание следует искать в потоке человеческой жизни, бесконечной в своих проявлениях, где объективное и субъективное составляют единое целое. Эта идея получила название "антропного принципа" (гр. anthropos — человек).
Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности.
Гносеологическая функция (гр. gnosis — знание) связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума. Разработка различных теорий познания присуща философии с древнейших времен. "Майевтика" Сократа, "основной вопрос философии" марксизма,— это познавательные установки, составляющие ядро тех или иных гносеологических учений. Основная проблематика заключается в исследовании способов и средств достижения истины, всеобщего в различных формах познавательной деятельности: повседневной, профессиональной, научной, художественной, религиозной и других. Философия рассматривает теоретико-познавательные проблемы через призму вопроса: познаваема ли сущность мира, его закономерности? При рассмотрении этого вопроса возникают и другие, относящиеся к анализу различных форм и сторон познания: как соотносится в познании материальное и духовное, эмпирическое и рациональное, практическое и теоретическое, субъективное и объективное, истинное и ложное? Эти и подобные им вопросы, обсуждаемые в гносеологии, связаны с прогрессом науки, осмыслением новых научных результатов, их ассимиляцией с уже существующим знанием.
В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический. Первый, основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая. Второй — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления.
Аксиологическая функция (гр. axios — ценный) философии осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы, включенных в общественную практику. В результате объекты действительности как материального, так и духовного порядка оцениваются с точки зрения добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и безобразного, приемлемого или неприемлемого, человеческого или нечеловеческого и т.д.
Методологическая функция философии связана с разработкой принципов и методов организации теоретической и практической деятельности. В современной науке выделяется три основных группы методов: философских, общенаучных, частнонаучных. Методология (гр. methodos — путь, исследование, прослеживание) — это наиболее общая философская теория метода, тесно связанная с теорией познания, диалектикой и формальной логикой. Философия в качестве методологии рассматривает совокупность наиболее общих операций, приемов, установок теоретического и практического освоения действительности.
Мировоззренческая функция философии является важнейшей по степени своего влияния на жизнь общества. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира в целом, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей.



Материализм и идеализм — основные направления в философии
Философия, как отмечалось выше, теоретически выражает единство мира и человека через систему познавательных, практических, ценностных отношений. В них проявляется целенаправленная, сознательная деятельность, обращенная на объективную данность. В результате происходит познание природы, придание ей смысла, превращение в пространство культуры.

Особая роль в системе категорий принадлежит категории материальное — идеальное как всеобщей и универсальной: любая реалия может быть представлена как материальная или идеальная. Именно эта категория образует "конструкцию" предмета философии как биполярного образования, является своеобразным "каноном" философского знания вообще.
Универсальность категории материальное – идеальное дало повод определить соотношение, которое оно определяет как основной вопрос философии. Важнейшее содержание этого вопроса заключается в том, что является первичным: дух или природа. Вначале эти направления существовали в качестве тенденций развития и лишь затем в результате многовекового развития приобрели относительно завершенные формы и содержание. Поэтому необходимо с известными оговорками и допущениями использовать антитезу "материализм-идеализм" применительно к различным этапам развития философского знания.
Существенную сторону этого отношения выражает принцип познаваемости мира.
Материализм и идеализм раскрывают различные стороны единого, многогранного, противоречивого процесса становления человеческого бытия. В силу этого, несмотря на противоположные взгляды на соотношение духовного и материального, а может быть, именно поэтому материализм и идеализм в определенном отношении дополняют и обуславливают друг друга..
Развитие материализма, как и философии в целом, разумеется, определяется не только внутренними, теоретическими причинами, а также и развитием общественной практики, производства, возникновением новых социальных сил, вовлеченных в исторический процесс. В силу этого материализм и его развитие тесно связано с возникновением и становлением опытного, научно-экспериментального знания, всемирно-историческим опытом преобразования действительности, рассмотрением материальных причин развития природы и общества. Диалектический материализм — высшая форма развития материализма — активно использует "рациональные зерна" учений своих оппонентов,подчеркивает важность и непреходящую ценность величайших достижений человеческой мысли. Так, например, одним из источников диалектического материализма явилась немецкая классическая философия, высшим достижением которой явилось учение о развитии. Диалектический материализм воспринял основные принципы, законы, категории идеалистической диалектики Гегеля и постулируя необходимость ее материалистического переосмысления, безоговорочно защищал ее дух и существо.
В извечном диалоге между двумя основными направлениями философского знания проявляется его плюрализм. Плюрализм — необходимое условие целостного отражения противоречивой действительности. Философия не только определена границами своей исторической эпохи, но она и возвышается над своим временем, охватывает его в целом. Философия по своей природе не может быть сведена к единообразию. Ее единство определяется особым взглядом на реальность: предмет ее рассмотрения — нераздельное единство мира и человека. Высшая цель — интеграция развивающегося знания с потребностями и запросами человека, его ценностями.
Делай что должен, и будь что будет.