Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Сообщество студентов Кировской ГМА

Февраля 16, 2024, 06:27:07

Автор Тема: Методичка для самостоятельной работы  (Прочитано 61684 раз)

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

Введение

 

Медицинская биологическая физика – комплекс разделов прикладной физики и биофизики, в которых рассматриваются физические законы, явления природы и характеристики применительно к решению задач медико-биологического профиля.

Предметом изучения биофизики являются физические и физико-химические процессы, лежащие в основе биологических процессов на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-тканевом и на уровне организма в целом.

К прикладной биофизике относится также весьма обширная область физических методов исследования функций организма, а применительно к медицине – физических методов диагностики заболеваний, а также область процессов первичного действия на организм факторов внешней среды, включая и физические методы лечения заболеваний и т.п.

Следует отметить также значение для медицины физики как теоретической основы медицинской техники – совокупность самых разнообразных приборов и аппаратов, применяемых в медицине. Достижения физики и техники вооружают медицину новыми приборами и аппаратами и этим обеспечивают совершенствовать существующие или вводить новые методы диагностики и лечения.

Для современной физиологии и медицины характерно все более широкое использование математического аппарата и, в частности, высшей математики и математической статистики. В научных разработках в биологии и медицине часто используются дифференциальное и интегральное исчисления и другие специальные методы математического анализа.

 

ЦЕЛЬ курса - способствовать созданию у студентов-медиков целостной системы физико-технических, биофизических и  математических знаний и умений, необходимых для знакомства с физическими  законами,  лежащими  в основе процессов жизнедеятельности организма, необходимых  как для изучения других учебных дисциплин,  так и для непосредственного формирования мировоззрения специалиста с высшим  медицинским образованием.

 

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДБИОФИЗИКИ:

    используя физические представления,  научить будущего  врача анализировать процессы,  происходящие  в организме человека;
    для  решения  задач  медико-биологического  профиля  научить пользоваться методами высшей математики,  теории вероятностей и математической статистики;
    научить пользоваться вычислительной техникой при решении задач медико-биологического профиля и организации здравоохранения;
    дать  представление о возможностях медицинской кибернетики и компьютерной томографии;
    изучить физические характеристики некоторых биологических тканей и жидкостей; характеристики физических факторов,  оказывающих воздействие на организм как со стороны окружающей среды,  так и в  результате лечения  и диагностики,  а также оценку возможных последствий такого воздействия; физические  характеристики  информации на входе медицинского прибора;
    познакомить студентов с техническими характеристиками,  назначением, устройством и принципом действия  медицинской  аппаратуры различного назначения, а также с техникой безопасности при работе с  ней.

 

В результате изучения предмета «МЕДБИОФИЗИКА» студент должен

ЗНАТЬ:

    физические характеристики биологических тканей и жидкостей;
    закономерности физических процессов, протекающих в организме человека;
    основные методы моделирования физических характеристик биологических тканей и процессов, протекающих в организме человека;
    характеристики физических факторов,  оказывающих воздействие на организм как со стороны окружающей среды,  так и в  результате лечения  и диагностики,  а также оценку возможных последствий такого воздействия;
    физические  характеристики  информации на входе медицинского прибора;
    технические характеристики,  назначение, устройство и принцип действия  медицинской  аппаратуры различного назначения;
    технику безопасности при работе с медицинской аппаратурой.

 

УМЕТЬ:

    применять теоретические знания для решения прикладных задач медико-биологического профиля;
    производить основные физические измерения, обрабатывать результаты измерений и использовать для этого вычислительные средства;
    работать с медицинской аппаратурой на лабораторных занятиях.

 

 

 

Тема 1: Колебания и волны. Акустика.

Процессы, которые повторяются во времени, называются  колебаниями. В природе наблюдаются колебания температуры и освещенности, вызванные движением Земли, изменение магнитного поля Земли. Колебательное движение совершает маятник часов и колеблющийся груз на пружине. В биологических  объектах наблюдаются колебания различных физиологических процессов на всех уровнях их организации. Так, в клетках периодически меняется концентрация ионов, замыкаются и размыкаются мостики в саркомере, совершаются  механические колебания  стенок сосудов, ритмически сокращаются легкие и сердце, кроме того многие жизненные функции подчиняются биоритмам и так далее.

Если процессы повторяются через равные промежутки времени, то такой процесс называют периодическим. Периодом колебательного процесса  (Т) называют продолжительность данного промежутка времени. Число полных колебаний, совершаемых за единицу времени, называется частотой колебаний (v). В СИ частота измеряется в герцах. Один герц (Гц = 1/с) – частота периодического процесса, при котором  за время 1с происходит один цикл этого процесса.

Колебательная система обычно имеет одно положение, в котором может прибывать сколько угодно долга, будучи предоставленной, самой себе. Это -  положение равновесия. Отклонение от положения равновесия называют смещением. Наибольшее смещение называют амплитудой колебаний.

Наиболее простыми функциями, описывающими периодический колебательный процесс, являются функции синус и косинус. Колебания, происходящие по этим законам, называются гармоническими.

Различают свободные, вынужденные и автоколебания.

Свободные, то есть колебания, совершающиеся без подвода энергии извне, могут быть незатухающими и затухающими. Колебания могут происходить без затухания только в идеализированных системах, в которых отсутствуют силы трения и сопротивление. В реальных системах действия этих сил приводит к затуханию колебательного процесса, что выражается в уменьшении амплитуды колебания. К затухающим колебаниям можно отнести колебания тканей при перкуссии.

Вынужденные колебания совершаются под воздействием внешних, периодически изменяющихся сил. Такие колебания совершают, например, голосовые связки под действием воздушного потока.

Многие важные функции организма осуществляются автоколебательными системами. В этих системах восполнение растраченной энергии, происходит за счет внутреннего источника энергии, содержащегося в автоколебательной системе. Регулирование подачи энергии осуществляется при помощи цепей «обратной» связи. К автоколебательным системам относятся, например,  синусовый   узел сердца. В нем имеется некоторое небольшое количество клеток – «истинных водителей ритма». В таких клетках  есть собственный источник энергии – энергия метаболизма клеток. Колебательная система состоит из мембраны и ионных каналов с регулируемой проводимостью для каждого сорта ионов. Метаболические процессы изменяют проводимость ионов. Что оказывает влияние  на величину мембранного потенциала, а значит и на возбуждение клетки.

Волна - это процесс распространение колебаний или отдельных возмущений в пространстве. Например, механическая волна – передача энергии от одной материальной массы, совершающей колебания, к другой. Возможность передачи колебаний при этом возникает лишь при наличии упругого взаимодействия между отдельными массами, образующими среду.

Механические волны, воспринимаемые органами слуха, называются звуком. Звуковые колебания находятся в интервале частот от 16 до  20000 Гц. Колебания среды с частотами менее 20 Гц называют инфразвуком, а выше 20 кГц –ультразвуком.

Другим примером волнового процесса является электромагнитная волна – процесс распространения колебаний напряженности электрического и магнитного полей. Механизм распространение электромагнитной волны заключается в электромагнитной индукции: изменяющейся во времени магнитный поток создает в пространстве переменное электрическое поле и, наоборот, изменение электрического поля создает в пространстве переменное магнитное поле.

При распространении волны в реальной среде энергия колебания превращается в энергию молекулярно-теплового движения. Поэтому волна в реальной среде имеет затухающий характер.

Существуют среды, состоящие из большого числа отдельных элементов (например, клеток), каждый из которых  является автономным источником энергии. Такие среды называются активными. Импульс возбуждения передается от одного элемента активной среды другому. Так образуются автоволны. Автоволны – это незатухающие самоудерживающиеся волны возбуждения в активной среде, сохраняющие свои характеристики постоянными  за счет распределенных в среде источников энергии.

 

Литература

 

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.7, Гл.8

2. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978. Гл.4, Гл.5.

4. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Медицина, 1978. с.245-250

 

Содержание темы

Периодические механические процессы в живом организме.

Различные виды колебаний: свободные (затухающие и незатухающие), вынужденные и автоколебания. Уравнение колебаний.

Сложное колебание и его гармонический спектр.

Механические волны. Уравнение волны. Поток энергии и интенсивность волны. Эффект Доплера и его использование для медико-биологических исследований. Ударные волны.

Акустика. Физические характеристики звука. Характеристики слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука. Звуковые измерения. Аудиометрия. Шумомер.

Физики слуха.

Физические основы звуковых методов исследования в клинике.

Фонокардиограф

Ультразвук. Источники и приемники ультразвука. Особенности распространения ультразвуковых волн. Применение ультразвука в диагностике. Ультразвуковой локационный прибор. Действие ультразвука на вещество, на клетки и ткани организма. Использования ультразвука для лечения, аппарат ультразвуковой терапии и ультразвуковой хирургии.

Инфразвук. Биофизические основы действия инфразвука.
Делай что должен, и будь что будет.

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

Re: Методичка для самостоятельной работы
« Ответ #1 : Марта 26, 2011, 14:03:36 »
Вопросы для самопроверки

    Какое движение называется колебательным?
    Какие колебания называются гармоническими? свободными? затухающими? вынужденными? автоколебаниями? В чем состоит основное отличие их между собой?
    Что называется смещением? амплитудой? периодом? частотой? фазой колебаний?
    Дайте определение незатухающих колебаний. Получите дифференциальное уравнение незатухающего гармонического колебания.
    Запишите уравнения смещения, скорости и ускорения при гармоническом колебании.
    Дайте определение затухающего колебания. Выведите дифференциальное уравнение затухающего колебания.
    Запишите уравнение смещения для затухающего колебания.
    Что такое коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания? Что они характеризуют?
    Как зависит амплитуда затухающих колебаний от времени?
    Выведите дифференциальное уравнение вынужденного колебания.
    Запишите уравнение вынужденного колебания.
    При каких условиях возникает резонанс вынужденного колебания?
    Выведите уравнение плоской механической волны.
    Назовите характеристики механической волны и дайте их определение.
    Что такое звук? Укажите физические (объективные) характеристики звука.
    Перечислите характеристики слухового ощущения и укажите, как они связаны с физическими характеристиками звука.
    Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
    Укажите единицы уровня интенсивности и уровня громкости звука.
    Что называется аудиометрией?
    Каковы основные функции среднего уха?
    Как устроена звуковоспринимающая система уха?
    Что называется ультразвуком?
    Назовите способы получения и регистрации ультразвука.
    Назовите особенности распространения ультразвука в неоднородных средах и обоснуйте их на основании закона Рэлея.
    В чем заключается механическое, химическое и тепловое действие ультразвука.
    В чем сущность эффекта Доплера? Поясните методы определения скорости кровотока и эхокардиографии, в основе которых лежит эффект Доплера.
    Приведите примеры применения ультразвука в медицинской практике и дайте им физическое обоснование.

 
Задачи

 

    Материальная точка массой 2 г совершает гармонические колебания. В некоторый момент времени смещение точки 5 см, скорость – 20 см/с, ускорение – 80 см/с2. Найдите круговую частоту, период, фазу колебания в данный момент времени, а также амплитуду, полную энергию колеблющейся точки.

Ответ: 4с-1; 1,57 с; p/4; 0,07 м; 8×10-5 Дж.

    Дифференциальное уравнение гармонических колебаний имеет вид:. Найдите период и частоту этих колебаний.

Ответ: p с; 2 с-1.

3.   Два одинаково направленных колебания заданы уравнениями:

Запишите уравнение результирующего колебания.

Ответ:

    Дифференциальное уравнение затухающих колебаний имеет вид :

. Определите коэффициент затухания и круговую частоту этих колебаний.

Ответ: 0,25; 3,99 рад-1

    Источник звука совершает колебания по закону . Скорость распространения звука 340 м/с. Запишите уравнение колебаний для точки, находящейся на расстоянии 102 м от источника. Потерями энергии пренебречь, волну считать плоской.

Ответ:

 

 

    Определите разность фаз в пульсовой волне между двумя точками артерии, расположенными на расстоянии 20 см друг от друга. Скорость пульсовой волны считать равной 10 м/с, а колебания сердца гармоническими с частотой 1,2 Гц.

Ответ: 0,048p

7.   Две машины движутся навстречу друг другу со скоростями 20 м/с 10 м/с. Первая машина дает сигнал с частотой 800Гц. Какой частоты сигнал услышит водитель второй машины: а) до встречи машин; б) после встречи машин?

    На сколько увеличилась громкость звука, если интенсивность звука увеличилась от порога слышимости в 1000 раз. Задачу решить для звука частотой 500 Гц. Для решения воспользоваться кривыми равной громкости.

Ответ: 35 фон.

 

 

 

 

Тема 2. Биомеханика.

МЕХАНИКА - раздел физики, в котором изучаются  перемещения одних тел в пространстве относительно других.

Механические процессы в живом мире протекают на разных уровнях организации от целого организма до клетки и относятся к числу важнейших явлений в организме. Биомеханические явления разнохарактерны и включают в себя такие процессы, как функционирование опорно-двигательной системы организма, процесс деформации тканей и клеток, распространение волн упругой деформации, сокращение и расслабление мышц, движение биологических жидкостей и газов, и др.

Определяющую роль в процессах биологической подвижности имеют сократительные белки. В основе функциональной активности этих белков лежит использование энергии АТФ.

В основе анализа биомеханики кровообращения лежит изучение динамики  давления крови и скорости кровотока.  Сложность изучения законов гемодинамики (движения крови по сосудам) объясняется тем, что система кровообращения представляет собой  сложную гидродинамическую систему: колебательный характер давления крови вследствие цикличности сердечной деятельности, система сосудов сильно ветвится, а свойство сосудов, например, упругость стенки, изменяются по ходу сосудистого русла. Поэтому в основе биофизических исследований системы кровообращения лежит изучение гидродинамической модели, т.е. движения жидкости по трубам переменного сечения с разветвлениями.

 

Литература

 

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.9( §§9.1-9.6), Гл.11(§§11.1-11.5), §10.3, §10.4.

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. Гл.9 (§34-39),Гл.7(§25-29).

3. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.I, §§5-10, §4.

4. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Медицина, 1978.Гл.12, Гл.11.

Содержание темы

Внутреннее трение (вязкость) жидкости. Уравнение Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Кровь как неньютоновская жидкость. Влияние физических свойств эритроцитов на вязкость крови. Ламинарное и турбулентное течение. Число Рейнольдса. Ламинарное течение вязкой жидкости в цилиндрических трубах. Формула Пуазейля. Гидравлическое сопротивление. Распределение давления при течении реальной жидкости по трубам постоянного, переменного сечения и с разветвлениями.

Методы определения вязкости жидкостей, определение вязкости крови. Вискозиметры.

Механические свойства биологических тканей: кость и кровеносные сосуды.

Биофизика мышечного сокращения. Структура и реологические свойства мышц. Модель скользящих нитей. Уравнение Хилла, работа одиночного сокращения. Электромеханическое сопряжение в мышцах.

Модели кровообращения. Ударный объем крови. Пульсовая волна, зависимость ее скорости распространения от параметров сосудов.

Сфигмограф. Механокардиограф. Методы и  для определения скорости кровотока. Физические основы клинического метода измерения давления крови. Прибор для измерения давления крови. Аппарат искусственного кровообращения.

Работа и мощность сердца.

 
Вопросы для самопроверки

 

    Объясните с точки зрения молекулярно-кинетической теории следующие свойства жидкости: текучесть и вязкость. От чего они зависят?
    Напишите уравнение Ньютона для течения вязкой жидкости.
    Что такое ньютоновская и неньютоновская жидкость?
    Какие причины влияют на характер течения жидкости?
    Как зависит гидравлическое сопротивление и падение давления при течении реальной жидкости от изменения площади поперечного сечения и разветвления трубы?
    Выведите формулу для определения  вязкости с помощью вискозиметра Оствальда и Гесса.
    Почему скорость крови в капиллярах намного меньше скорости тока в артериях?
    Объясните механизм образования пульсовой волны? Почему пульсовая волна носит затухающий характер?
    Дайте физическое обоснование метода измерения артериального давления.
    Как происходит сокращение поперечно – полосатой мышцы согласно модели скользящих нитей.
    Как зависит скорость укорочение мышцы от нагрузки?
    Как зависит мощность сокращения мышцы от нагрузки?
    Что такое электромеханическое сопряжение? Каковы основные этапы этого процесса при сокращении кардиомиоцита?
    Как зависит сила сокращения миокарда от длины ( закон Стерлинга)?

 

Задачи

    Наблюдая под микроскопом движение эритроцитов в капилляре, можно измерить скорость течения крови (vкр=0,5 мм/с). Средняя скорость тока крови в аорте 40 см/с. На основании этих данных определите во сколько раз сумма поперчных сечений всех функционирующих капилляров больше сечения аорты.

Ответ: 800

2.    Каково гидравлическое сопротивление кровеносного сосуда длиной 0,12м и радиусом 0,1 мм?

Ответ: 15, 3×1012

3.    Определите максимальное количество крови, которое может пройти через аорту в 1 с, чтобы течение сохранялось ламинарным. Диаметр аорты 2 см, вязкость крови 5 Па×с.

Ответ: 0,18 кг.

4.     Найдите объемную скорость кровотока в аорте, если радиус просвета аорты равен 1,75 см, а линейная скорость крови в ней составляет 0,5 м/с.

Ответ: 4,8×10-4

5.    Скорость пульсовой волны в артериях составляет 8 м/с. Чему равен модуль упругости этих сосудов, если известно, что отношение радиуса просвета к толщине стенки сосуда равно 6. А плотность сосудистой стенки равна 1,15 г/см3.

Ответ: 0,88×106 н/м.

6.  Используя закон Стокса, определите в течение какого времени в комнате высотой 3 м полностью выпадет пыль. Частицы пыли считать шарообразными диаметром 1 мкм с плотностью вещества 2,5 г/см3.

Ответ: 39914,5 с » 11 ч.

 

 

 

 

Тема 3: Физические процессы в биологических мембранах.

Живой организм обладает высокой структурной организацией. Структурной и функциональной единицей живой биологической ткани является клетка. Огромное значение в создании структуры клеток имеют мембраны. Как отметил Д. Бернал, «только после образования мембраны вокруг всей клетки, мы действительно имеем то, что полным правом может быть названо организмом». Многие жизненные процессы протекают на биологических мембранах. Нарушение мембранных процессов - причина многих патологий. Лечение, т.е. восстановление этих процессов,  связано  с воздействием на функционирование биологических мембран.

Мембраны не только ограничивают клетку от окружающей среды и защищают её от вредных внешних воздействий, но и управляют обменом веществ между клеткой и окружающей средой, способствуют генерации электрических потенциалов, участвуют в синтезе АТФ и т. д.

В рамках данной темы рассматривают физические свойства  биологических мембран и основные физические процессы, которые в них происходят.

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.13

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. Гл.1, Гл.2, Гл.3, Гл.4.

3. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Медицина, 1978.Гл.5, Гл.6, Гл.7.
Делай что должен, и будь что будет.

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

Re: Методичка для самостоятельной работы
« Ответ #2 : Марта 26, 2011, 14:04:27 »
Содержание темы

Строение и физические свойства биологических мембран. Модели мембран. Липосомы и их применение в медицине.

Диффузия в жидкости. Уравнение Фика. Уравнение диффузии для мембран. Коэффициент проницаемости. Перенос ионов в электролите при наличии электрического поля. Уравнение Нернста-Планка и его выражение для мембраны. Разновидности пассивного переноса молекул и ионов через мембраны. Активный транспорт. Опыт Уссинга. Ионные насосы и их виды. Сопряженные процессы в ионных насосах.

Биоэлектрические потенциалы. Мембранные потенциалы и их ионная природа. Уравнение Гольдмана-Ходжкина-Катца. Потенциал покоя. Механизм генерации потенциала действия. Уравнение Ходжкина-Хаксли. Ионные токи при возбуждении мембраны. Распространение потенциала действия по нервному волокну.

 

Вопросы для самопроверки

 

    Опишите современное представление о строении клеточной мембраны.
    Каковы основные функции биологической мембраны?
    Приведите примеры модельных мембран разных типов. Где они используются?
    В чем отличие пассивного переноса от активного?
    Каковы виды и способы пассивного переноса?
    От чего зависит плотность потока вещества через мембрану при диффузии?
    Что такое электрический потенциал, разность потенциалов, их единица измерения?
    Какова причина пассивного переноса ионов?
    Выведите уравнение Нернста-Планка.
    Как в опытах Уссинга доказано существование активного транспорта?
    За счет какой энергии работают ионные насосы?
    Объясните механизм формирования биопотенциалов.
    Опишите механизм возникновения потенциала покоя на клеточной мембране.
    Напишите уравнение, позволяющее определить потенциал покоя на клеточной мембране.
    Как рассчитать равновестную разность потенциалов для определенного сорта ионов?
    В чем состоит процесс возбуждения клетки? Как меняются при этом относительные проницаемости для различных ионов?
    Какие ионы и в каком направлении движутся при деполяризации и реполяризации? Пассивно или активно они движутся?
    В чем смысл закона «все или ничего» применительно к развитию потенциала действия?
    Как распространяется потенциал действия по поверхности возбудимой клетки? Что такое «локальные токи»?

 
Задачи

 

1. Определите равновестный мембранный потенциал, создаваемый на бислойной липидной мембране при температуре 20 оС, если концентрация калия с одной стороны мембраны равна 10-3 М, а с другой – 10-5 М.

Ответ: 0,11 В.

2.    Рассчитать амплитуду потенциала действия мышцы человека при 30 оС, если известно, что потенциал покоя определяется равновестным калиевым потенциалом, а потенциал реверсии определяется равновестным натриевым потенциалом

[К+] нар.=5,9 ммоль/л; [К+] вн.= 147 ммоль/л;

[Na+] нар= 164 ммоль/л; [Na+] вн.=17 ммоль/л.

Ответ: 0,143 В.



Тема 4. Физические основы электрографии.

 

Функционирование живых клеток сопровождаются возникновением трансмембранных электрических потенциалов. Электрическая активность органа формируется клетками, как по отдельности, так и благодаря взаимодействию между ними. В процессе жизнедеятельности состояние органа, а, следовательно, и его электрическая активность меняются с течением времени. Это вызвано прежде всего распространением волн возбуждения по нервным и мышечным волокнам. Электрическая активность в большей степени отражает функциональное состояние клеток, тканей и органов. Регистрация и анализ электрической активности позволяет проводить клиническую диагностику.

Для оценки функционального состояния органа по его электрической активности используется принцип эквивалентного генератора. Считается, что генератор находится в месте локализация органа внутри организма и создает на поверхности тела электрическое поле, которое изменяется в соответствии с изменением электрической активности изучаемого органа.

Эквивалентный генератор является воображаемым источником электрического поля. Так, например, в теории Эйнтховена  сердце, клетки которого возбуждаются в сложной последовательности, представляется токовым диполем, дипольный момент которого изменяется по величине и направлению. Метод исследования работы органов и тканей, основанный на регистрации во времени потенциалов электрического поля на поверхности тела, называется электрографией. Два электрода, приложение к разным точкам на поверхности тела, регистрируют изменяющуюся во времени разность потенциалов. Записанная динамика этой разности потенциалов называют электрограммой

Название электрограммы указывает на органы (или ткани ), функционирование которых приводит к появлению регистрируемых изменений разности потенциалов : сердца ЭКГ (электрокардиограмма ), сетчатка глаза  - ЭРГ (электроретинограмма), головного мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма), мышц- ЭМГ(электромиограмма), кожи- КГР (кожногальваническая реакция) и др.

В  электрографии существуют две фундаментальные задачи:

1)                      прямая задача – расчет распределения электрического потенциала на заданной поверхности тела по заданным характеристикам эквивалентного генератора и свойств среды.

2)                 обратная задача – определение характеристик эквивалентного генератора изучаемого органа по измеренным потенциалом на поверхности тела.

Обратная задача – это задача клинической диагностики: измеряя и регистрируя, например, ЭКГ (ЭЭГ) определяем функциональное состояние сердца (или мозга).

В рамках данной темы необходимо изучить биофизическое обоснование ЭКГ с целью диагностики работы сердца.

 
Литература

 

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. §§14.1-14.5.

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. Гл.5,Гл.6.

3. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.I, §35; Т.2, §140.

 

Содержание темы

Электростатическое поле как особый вид материи. Характеристики электрического поля. Графическое представление электрических полей.

Электрический диполь. Диполь в электрическом поле.

Электрическое поле диполя. Понятие о дипольном электрическом генераторе (токовом диполе). Представление об эквивалентном электрическом генераторе органов и тканей.

Физические основы электрографии тканей и органов. Прямая и обратная задача электрографии. Дипольный эквивалентный электрический генератор сердца. Генез электрокардиограмм в рамках модели дипольного эквивалентного электрического генератора сердца. Физические основы вектор - электрокардиографии.

Активно – возбудимые среды (АВС) и их свойства. Особенности распространения волн возбуждения в АВС. Тау – модель распространения возбуждения в сердечной мышце. Трансформация ритма волн возбуждения в сердце. Непрерывная циркуляция волн возбуждения в миокарде, ревербератор.

 
Вопросы  для самопроверки
1.        Электрическое поле и его характеристики (напряженность, потенциал). Сформулируйте принцип суперпозиции электрических полей.
2.        Что называется электростатическим диполем?  Выведите формулы потенциала поля и разности потенциалов поля, создаваемого диполем.
3.        Как связаны разность потенциалов, возникающая между вершинами равностороннего треугольника с дипольным моментом, если диполь расположен в центре треугольника?
4.        Что такое мультиполь? Как оценить потенциал в поле, создаваемом мультиполем?
5.        Дайте определение токового диполя. В чем его отличие и сходство с диполем электростатическим?

    Задача ЭКГ. Сформулируйте основные положения теории Эйнтховена.
    Почему при возбуждении сердце можно считать токовым диполем?
    Чем является электрокардиограмма? Что принято за стандартные отведения ЭКГ?
    Как связаны элементы электрокардиограммы с процессами, происходящими в сердце?
    Что является причиной изменений величины и направления интегрального электрического вектора сердца за цикл его работы?
    Почему амплитуды одних и тех же зубцов ЭКГ в один и тот же момент времени в различных отведениях неодинаковы?
    Что такое векторкардиография, в чем ее особенность ?
    В чем состоит принципиальное отличие автоволн в активных средах от механических волн в упругих средах?
    Почему автоволна распространяется в среде без затухания?
    Наблюдается ли в активных средах интерференция автоволн?
    Какова возможная причина трансформации ритма волн возбуждения?
    Каков механизм возникновения циркуляции возбуждения в кольце? в среде, имеющей отверстие? в неоднородных активных средах?

 
Задачи

1.   Найдите потенциал поля, созданного диполем в точке А, кдаленной на расстояние 0,5 м в направлении под углом 30о относительно электрического момента диполя. Среда – вода. Диполь образован зарядами 2×10-7 Кл, расположенными на расстоянии 0,5 см.

Ответ: 0,38 В.

2.   Используя условие предыдущей задачи, найти разность потенциалов двух точек поля, созданного диполем. Точки находятся на расстоянии 0,5 м под углами соответственно 0 о и 90 о.

Ответ: 0,44 В.

3. Согласно представлению Эйнтховена сердце подобно электрическому диполю. Электрический момент сердца-диполя периодически изменяется как по модулю, так и по направлению. Биопотенциалы (электрокардиограммы) регистрируются между вершинами условно равностороннего треугольника, который образуется двумя руками и одной ногой. Какой вид имели бы электрокардиограммы, снятые в трех возможных отведениях, если бы электрический момент сердца равномерно бы вращался во фронтальной плоскости? Укажите общие формулы и постройте три «электрокардиограммы», откладывая по оси абсцисс время, а по оси ординат – разность потенциалов.

4. Какой вид имели бы электрокардиограммы, снятые в трех возможных отведениях, если бы электрический момент сердца-диполя изменялся во фронтальной плоскости по закону p=p0cos wt, сохраняя ориентацию в пространстве параллельно одной из сторон треугольника Эйнтховена. Укажите общие формулы и постройте графики.


Тема 5. Физические процессы в тканях при воздействии электрическим током и электромагнитными полями.

 
Живой организм – сложная биологическая система, функционирование которой обусловлено процессами, протекающими в биохимических средах. Биохимическая среда – раствор молекул, ионов и радикалов – первичный субклеточный уровень организации организма. Изменения, происходящие на этом уровне, оказывают влияние на функции более высоких уровней организации биологической системы: клетка, ткань,  орган и организм в целом.

Поскольку молекулы, ионы, радикалы – совокупность связанных друг с другом электрических зарядов, то на них можно воздействовать внешними физическими факторами, например, электрическим током и электромагнитными полями. Воздействие на молекулярный или первичный уровень организма называется первичным действием данного фактора.

Изменения, происходящие под действием любого фактора, могут носить в зависимости от  условий его использования как негативное влияние, так и позитивное. Отсюда следует, что необходимо знать механизм первичного действия, во-первых, для защиты от патологических влияний на здоровую среду, во-вторых, для применения с целью ликвидации патологических изменений , т.е. для лечения.

 
Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.14.1; Гл.15( §§15.1,15.3-15.5); Гл.16(§16.1, §16.3, §16.5, §16.7, §16.8); Гл.18, Гл.19 (§19.1- 19.5).

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. Гл.11 (§§43-44), Гл.12.

3. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.I, Гл.6, Гл.8, Гл.9 (§43-44), Т.2 §144, 145, 148-153.

4. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Медицина, 1978.Гл.9.

Содержание темы

Электропроводимость биологических тканей и жидкостей для постоянного тока. Первичные процессы в тканях при гальванизации и лечебном  электрофорезе. Аппараты терапии постоянным током.

Аэроионы, их классификация и лечебно-профилактическое значение. Источники аэроионов: баллоэлектрический эффект и электрический заряд. Аэроионизаторы.

Магнитные свойства вещества. Понятие о магнитокардиографии. Использование ферромагнитных материалов в медицине. Аппарат терапии переменным магнитным полем.

Электрические (электромагнитные) колебания. Дифференциальные уравнения свободных электрических колебаний (незатухающих и затухающих).

Импульсный ток и его параметры. Прохождение ипульсного тока через линейные цепи.

Переменный ток. Резонанс в цепи переменного тока. Природа емкостных свойств тканей организма. Импеданс тканей организма. Эквивалентная электрическая схема тканей организма. Дисперсия диэлектрической проницаемости области альфа-, бета- и гамма- дисперсии.

Физические основы реографии и его применение в медицине.

Реограф. Оценка жизнеспособности и патологических изменений тканей и органов по частотной зависимости импеданса и углу сдвига фаз между током и напряжением.

Электромагнитная волна. Уравнение электромагнитной волны. Объемная плотность энергии электромагнитного поля. Шкала электромагнитных волн.         Классификация частотных интервалов, принятая в медицине.

Физические процессы, происходящие в тканях организма под воздействием высокочастотного тока (дарсонвализация и электрохирургия), переменного магнитного поля высокой частоты (индуктотермия), электрического поля ультровысокой частоты (УВЧ-терапии), электромагнитных волн сверхвысокочастотного (микроволновая терапия и ДЦВ-терапия) и крайневысокочастотного диапазонов (КВЧ-терапии).

Вопросы для самопроверки

    Что такое электрический ток? Назовите условия существования электрического тока?
    Сформулируйте и запишите закон Ома для участка цепи, для полной цепи.
    Что такое сила тока? плотность тока? в каких единицах они измеряются?
    Что можно сказать о проводимости биологических тканей и органов? Приведите примеры тканей-электролитов и тканей- диэлектриков.
    Что является носителем электрического заряда в электролите?
    Какие явления наблюдаются в диэлектрике, если поместить его в электрическое поле? Что такое поляризация диэлектрика?
    Расскажите о механизмах возникновения электронной, ионной, дипольной, макроструктурной, поверхностной и электролитической поляризации.
    Чем объясняется нарушение закона Ома при прохождении постоянного электрического тока  через биологическую ткань?
    В чем заключается первичное действие электрического тока на биологическую ткань?
    Как изменяется возбудимость ткани в области анода и катода? Дайте объяснение этим явлениям.
    Дайте характеристики электрического поля, применяемого при гальванизации. Какие терапевтические эффекты при этом наблюдаются?
    Как осуществляется введение лекарственных препаратов при использовании постоянного электрического тока? Дайте название метода.
    Опишите устройство и принцип действия аппарата для гальванизации и электрофореза. Обоснуйте необходимость и функции структурных элементов электрической схемы.
    Что называется аэроионами? От чего зависит их действие на организм?
    Опишите метод искусственной аэроионизации. Как он называется? Каковы характеристики применяемого электрического поля?
    Что является источником магнитных полей? Дайте определение характеристикам магнитного поля: магнитной индукции () и напряженности (). Назовите единицы их измерений.
    Что такое сила Ампера? Как определить направление ее действия?
    Что такое сила Лоренца? Как определить направление ее действия? Какова траектория движения частицы в однородном магнитном поле?
    Как отличаются вещества по магнитным свойствам? Что такое магнитная проницаемость вещества?
    Какими магнитными свойствами обладают ткани организма? Что может быть является источником магнитных полей в организме?
    Что лежит в основе метода магнитокардиографии?
    Какие эффекты могут возникать в биологических тканях при помещение ее в магнитное поле?
    Что такое электрический импульс? импульсный ток?
    Дайте основные характеристики импульса, импульсного тока.
    Почему раздражающее действие импульсного тока зависит от амплитуды? длительности?  формы импульса?
    Что такое аккомодация и чем она обусловлена?
    Что такое электростимуляция? От чего зависит стимулирующие действие электрического тока? Приведите примеры применения электростимуляции.
    Какой ток называется переменным? Дайте определения мгновенного, амплитудного и действующего значения силы тока.
    Из каких сопротивлений складывается полное сопротивление в цепи переменного тока? Дайте им характеристику.
    Как, используя векторное представление величины, вычислить полное сопротивление в цепи переменного тока при последовательном соединении активного, емкостного и индуктивного сопротивлений?
    Какие виды сопротивления переменного тока можно выделить в живой биологической ткани? Какие биологические структуры связаны с их возникновения?
    Как зависит полное сопротивление биологической ткани от частоты? Как объяснить эту зависимость?
    Как выглядит эквивалентная электрическая схема живой биологической ткани? Какие свойства биологической ткани моделируются разными элементами эквивалентной схемы?
    Почему в живой биологической ткани между током и напряжением существует сдвиг по фазе? Каким образом изменение жизнеспособности ткани влияет на сдвиг фаз между током и напряжением?
    Что называется электромагнитной волной? Как возникают электромагнитные волны?
    От каких величин зависит объемная плотность энергии электромагнитного поля?

37. Назовите основные частотные диапазоны электромагнитных волн. При каких условиях излучаются волны этих диапазонов?

38. Назовите определяющую причину для деления электромагнитных колебаний, используемых в медицине, на низкочастотные и высокочастотные.

39.  Как оценить тепловой эффект при пропускании высококачественного электрического тока? Дайте вывод формулы и сделайте ее анализ.

40.  Объясните механизм нагревания проводников и диэлектриков электрическим полем УВЧ-диапазона. Приведите формулы для оценки теплового эффекта.

41. Объясните механизм нагрева биологических тканей переменным магнитным полем высокой частоты. Приведите формулу для оценки теплового эффекта и дайте её анализ.

    Какова причина теплового действия на организм электромагнитных волн СВЧ – и КВЧ – диапазонов?
    Как выбрать эффективный способ воздействия на ткань, если известны ее свойства?
Делай что должен, и будь что будет.

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

Re: Методичка для самостоятельной работы
« Ответ #3 : Марта 26, 2011, 14:04:56 »
Задачи

1.   Между двумя электродами, к которым приложено постоянное напряжение 36 В, находится часть живой ткани. Условно можно считать, что ткань состоит их двух слоев кожи и мышц с кровеносными сосудами. Толщина слоя кожи 0,3 мм, толщина внутренней ткани 9,4 мм. Найти плотность тока и падение напряжения в коже и в мышечной (сосудистой) ткани, рассматривая их как проводники (rкожи = 105 Ом×м, rмышц = 2 Ом×м).

Ответ: 0,599 А/м2; 35,9 В; 0,0113 В.

2.    Конечность, на которую наложены электроды, имеет омическое сопротивление порядка 1000 Ом и емкость 0,02 мкф. Определить проводимость такого участка, угол сдвига фаз между током и напряжением для частоты 50 Гц, считая, что омическое емкостное сопротивления соединены последовательно.

Ответ:  0,001 Ом-1; 0,35 о

3. Какой емкостью должен обладать терапевтический контур аппаратов для УВЧ-терапии и для индуктотермии, если их резонансные частоты и индуктивности равны соответственно: n1 = 40,68 Мгц, n2 = 13,5 Мгц; L1 = 0,3 мкГн, L2 = 5 мкГн?

Ответ: С1» 51 пФ, С2 » 28 пФ.

4. Определить относительное количество теплоты, выделяемое в мышечной ткани по сравнению с жировой при микроволновой терапии ( n= 2,45 ×109 Гц). Еж = 5,5, Ем = 47;  tgdж = 0,21, tgdм = 0,34.

Ответ: Qж /Qм » 14.

 

 

 

 

Тема 6. Оптика

Оптика изучает природу света, законы его распространения и взаимодействия с веществом. Благодаря работам Максвелла, английского физика 19 века, стало ясно, что свет представляет собой переменное во времени и пространстве электромагнитное поле, которое распространяется в вакууме со скоростью ~ м/с. Таким образом, свету присущи все характерные черты электромагнитных волн. В процессе распространения света происходит перенос энергии электромагнитного поля. Вместе с тем в определенных условиях свет ведет себя как поток электромагнитных частиц- фотонов. Фотон в отличие от стабильных частиц не обладает массой покоя, их масса заключена в переносимой фотонами электромагнитной энергии. Энергия одного фотона  оценивается формулой Планка – Eф = hv, где  h = 6,62*10-24 Дж×с - физическая константа, называемая постоянная Планка, а v – частота электромагнитных колебаний.

Узкая область спектра с шириной порядка 0,35 мкм, воспринимаемая человеческим глазом, называется видимым светом. Благодаря тому, что природа снабдила человека таким совершенным и чувствительным устройством, как глаз, видимая область спектра шкалы электромагнитных волн занимает исключительное место в плане ее изучения.

В естественных условиях волновой характер распространения света практически никак не проявляется. Обычно наблюдаются лучи света, идущие от источника, что указывает на прямолинейный характер распространения света. Луч - результат наложения бесчисленного множества световых волн, распространяющихся от источника света. Прямолинейное распространение света реализуется в обычно наблюдаемой ситуации, когда длина световой волны мала по сравнению с размерами рассматриваемого участка волнового фронта. При этом условии      волновой характер света практически не проявляется, и можно рассматривать только лучи света, то есть потоки световой энергии, распространяющиеся в однородной среде по кратчайшему расстоянию - вдоль прямых линий. Область оптики, которая рассматривает прохождение и преобразование световых лучей в различных средах, отвлекаясь от волновой природы света, называется геометрической или лучевой оптикой. Законы геометрической оптики используются при создании оптических устройств различного рода, в которых входное отверстие или используемая область волнового фронта световой волны велики по сравнению с длинной волны падающего света: микроскопов и телескопов, объективов фотоаппаратов, осветительных установок.

При размерах отверстия или преграды, стоящей на пути распространения света, сравнимых с длинной волны света, начинают наблюдаться отклонения от законов геометрической оптики. В этих  случаях проявляется волновая природа света. Причиной отклонений является взаимное влияние световых волн друг на друга, что приводит к необычному перераспределению освещенности в пространстве. Примерами этих явлений являются интерференция света, дифракция света, дисперсия света. Исследованием такого рода явлений занимается волновая оптика. Волновая оптика имеет свои законы, которые позволяют, с одной стороны, глубже проникнуть в природу света, а, с другой, создать целый ряд устройств и приборов для исследования свойств вещества.

Наконец, существует раздел оптики, изучающий взаимодействие света с веществом - физическая оптика. Поскольку свет представляет собой электромагнитную волну, то при прохождении света в веществе возникает взаимодействие заряженных частиц среды с электрическим и магнитным полем световой волны. Этот механизм лежит в основе огромного числа физических явлений: рассеяние и поглощение света при прохождении через вещество, дисперсия света  - зависимость скорости распространения света от длинны волны, поляризация света – получение световых волн с неизменным направлением колебаний электрического поля.

Для медиков и биологов знания из оптической области физики важны при исследовании биологических объектов: микроскопия, спектроскопия, рефрактометрия, поляриметрия, колориметрия. Кроме того, врачам следует знать физические основы использования оптических методов в диагностике (термография) и светолечении.

 

Литература

 

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.24; Гл.25; Гл.26; Гл.27; §29.2, 29.4 .

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. §54.

3. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.I, Гл.13, Гл.14, Гл.15, Гл.16.

Содержание темы

 

Интерференция света. Когерентность. Интерферометры и их применение. Интерференционный микроскоп. Дифракция. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Дифракционный спектр. Дифракция электромагнитных волн на пространственных структурах – основа рентгеноструктурного анализа. Формула Вульфа – Брэгга.

Понятие о голографии и ее возможности применение в медицине.

Поглощение света. Закон Бугера – Ламберта – Бера. Концентрационная колорометрия. Фотоэлектроколориметры.

Поляризация света. Свет естественный и поляризованный. Поляризация света при двойном лучепреломлении. Вращение плоскости поляризации оптически активными средами. Поляриметрия. Исследования биологических тканей в поляризованном свете.

Элементы геометрической оптики. Волоконная оптика, ее использование в медицинских приборах. Эндоскоп с волоконной оптикой.

Оптическая система глаза. Аккомодация. Угол зрения. Разрешающая способность. Недостатки оптической системы глаза и способы их компенсации с помощью линз.

Оптическая микроскопия. Устройство микроскопа. Формула для увеличения. Разрешающая способность. Значение апертурного угла. Формула для предела разрешения. Ультрафиолетовый микроскоп. Иммерсионные системы. Полезное увеличение. Специальные приемы микроскопии: измерение размеров малых объектов, микропроекция, микрофотографии, метод темного поля (ультрамикроскопия).

Тепловое излучение тела. Характеристики теплового излучения. Абсолютно черное тело. Серые тела. Закон Кирхгофа. Формула Планка. Закон Стефана – Больцмана. Закон Вина. Излучение солнца: спектр, солнечная постоянная. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения  и их применение в медицине.

Аппараты светолечения (инфракрасное и ультрафиолетовое излучение).

Излучение тела человека. Физические основы термографии. Термограф и тепловизор.

 

Вопросы для самопроверки.

    Что такое интерференция света? Назовите необходимые условия для получения интерференции света.
    Как устроен интерферометр? Дайте обоснование метода определения длины волны и показателя преломления с помощью интерферометра.
    В чем заключается принцип Гюйгенса – Френеля?
    Что называется дифракцией света?
    Что является дифракционной решеткой? Запишите условие главных максимумов для дифракционной решетки.
    В чем отличие в дифракционных спектрах при прохождении света через узкую щель и через дифракционную решетку.
    Как определить длину волны с помощью дифракционного спектра?
    Какое явление лежит в основе рентгеноструктурного анализа? Почему для исследования структур кристаллических тел применяются именно рентгеновские лучи?
    Что позволяет определить формула  Вульфа- Брэгга?

10.  Какие свойства света лежат в основе голографии? В чем принципиальное отличие голографии от фотографии? Приведите примеры использования голографии в медико-биологических исследованиях.

11.  В чем состоит отличие естественного света и поляризованного? Как используется двойное лучепреломление при получении поляризованного света?

12.  Дайте обоснование метода определения концентрации сахара в растворе с помощью поляризованного света.

13.  Почему происходит поглощение света при прохождении через вещество? Как изменяется интенсивность света при прохождении через вещество (закон Бугера, закон Бугера-Ламберта-Бера)?

14.  Дайте обоснование метода определения концентрации вещества с помощью фотоэлектроколориметра.

15.  Сформулируйте законы геометрической оптики: отражения и преломления света.

16.  Постройте ход основных лучей через собирающую линзу.

17.  Назовите условия для  получения полного отражения света от границы 2-х сред? Объясните принцип передачи изображения по светопроводам? Расскажите о применении волоконной оптики в эндоскопии внутренних органов.

18.  Что называется оптически центрированной системой? Расскажите о строении глаза как светопроводящего органа.

19.  Каким образом различно удаленные предметы могут создавать на сетчатке глаза одинаково резкие изображения?

20.  В чем причина недостатка зрения – астигматизм и как этот недостаток можно компенсировать?

21.  В чем причина недостатка зрения близорукость и дальнозоркость? Как корректируются данные недостатки?

22.  Постройте ход лучей в микроскопе для получения изображения на сетчатке глаза.

23.  Приведите формулы, позволяющие оценить увеличение микроскопа.

24.  Что называется разрешающей способностью микроскопа? От чего зависит предел разрешения микроскопа? Опишите способ увеличения предела разрешения  микроскопа – применение ультрафиолетовых лучей.

25.  Что называется угловой апертурой? Опишите способ изменения предела разрешения микроскопа - применение жидкой среды (иммерсия).

26.  Как оценивается полезное увеличение микроскопа?

27.  Какие дополнительные приспособления необходимо применить, чтобы использовать микроскоп для измерения малых объектов?

28.  Постройте ход лучей в микроскопе для получения действительного изображения на фотопленке (микрофотография) или на экране (микропроекция).

    Какова природа теплового излучения? Объясните механизм его возникновения. Являются ли тела, имеющие отрицательную температуру по шкале Цельсия, источниками теплового излучения?
    Дайте определение характеристикам теплового излучения (поток излучения, энергетическая светимость, спектральная плотность энергетической светимости). Что называется спектром излучения тела?
    Что называется коэффициентом поглощения? монохроматическим коэффициентом поглощения? Какие тела называют абсолютно черными, а какие серыми?
    Как связана между собой спектральная плотность энергетической светимости и монохроматический коэффициент поглощения разных тел согласно закону Кирхгофа?
    Запишите формулу зависимости спектральной плотности энергетической светимости черного тела от длинны волны и температуры, полученную Планком. Как эти зависимости выглядят графически?
    Как, согласно закону Стефана- Больцмана, связана энергетическая светимость черного тела с его термодинамической температурой? Как выглядит эта зависимость для серых тел?
    Как, согласно закону Вина, оценить длину волны, на которую приходится максимум спектральной плотности. Почему человеческий глаз не видит теплового излучения тел, имеющих отрицательную температуру и низкую положительную?
    Какой длине волны соответствует спектральная плотность в спектре Солнца? Оцените температуру поверхности Солнца, используя закон Вина.
    Как оценить мощность, теряемую человеком посредством излучения?
    Что лежит в основе диагностического метода называемого термографией?

39.   На чем основано определение температуры поверхности тела с помощью жидкокристаллических индикаторов?  тепловизоров?

40.   Дайте характеристику инфракрасного излучения. На чем основано лечебное применение инфракрасного излучения?

41.  Дайте характеристику ультрафиолетового излучения (УФИ). В чем заключается специфическое воздействие УФИ на живые биологические ткани?

 
Задачи

1. Оптическая разность хода двух когерентных лучей в некоторой точке экрана равна 4,36 мкм. Каков будет результат интерференции света в этой точке экрана, если длина волны света равна: а) 670,9 нм; б) 435, нм; в) 536,0 нм?

Ответ:  а) минимум; б) максимум; г) частичное гашение.

2. На дифракционную решетку нормально падает пучок света от газоразрядной трубки, наполненной гелием. На какую линию в спектре четвертого порядка накладывается красная линия гелия ( lкр = 6,7 × 10-5 см ) спектра третьего порядка?

Ответ: 5,02 × 10-5 см

3. При прохождении света через слой 10 % - ного раствора сахара толщиной 10 см плоскость поляризации света повернулась на угол 16о30/ . В другом растворе сахара, взятом в слое толщиной 25 см, плоскость поляризации повернулась на угол 33о . Найдите концентрацию второго раствора.

Ответ:  2 %.

 

Тема 7. Физика атомов и молекул. Элементы квантовой биофизики.

Организм человека является составляющей частью материи, поэтому процессы, происходящие в нем, имеют физическую природу. Это означает, что физиологическая функция клеток, тканей органов и организма в целом обусловлена строением и свойствами атомов и молекул.

Основу влияния на физиологические процессы составляет изменение атомно-молекулярных свойств биологических систем. Поглощение энергии атомами и молекулами при воздействие внешних факторов может изменить их структуру, а значит и свойства. В частности, такими факторами  являются химическое воздействие, электромагнитные поля разных частотных диапазонов, переменные механические воздействия – ультразвук, вибрация.

Возможные изменения необходимо изучать, т. к. если они позитивны, то могут быть использованы в клинической практике, а если негативны, то необходимо разрабатывать методы защиты от неблагоприятных воздействий.

Многие медико-биологические исследования основаны на энергетических превращениях атомов, например, спектрофотометрия, хемилюминисценция, методы ЭПР и ЯМР – интроскопии. Открытие волновых свойств электронов позволило создать качественно новый микроскоп – электронный, с пределом разрешения более, чем в сотни раз лучше оптического. Темы, связанные с энергетическими превращениями молекул биологических структур, объединяются  в  «квантовую биофизику».

Литература

 

    Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл. 28 (§§ 28.1-28.2; §§28.7-28.9); Гл. 29 (§§29.1, 29.4-29.10); Гл.30.

2. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.2, Гл. 19 (§§106-108; Гл.20 (§§110-113); Гл.22 (§§117-118).

Содержание темы

Волновые  свойства частиц. Дифракция электронов. Электронный микроскоп: понятие об устройстве,  увеличении и пределе разрешения. Различные виды электронной микроскопии. Применение электронной микроскопии. Применение электронных микроскопов в биологии и медицине.

Основные представления о квантовой механики. Особенности изучения и поглощения энергии атомами и молекулами.

Оптические атомные спектры. Молекулярные спектры. Спектры поглощения молекул некоторых биологически важных соединений. Применение спектрофотометрии   в медицине и биологии.

Люминесценция. Различные виды люминесценции. Фотолюминесценция. Правила Стокса. Спектры фотолюминесценции и спектры возбуждения фотолюминесценции. Люминесцентная микроскопия. Люминесцентные метки и зонды и их применение в биологии и медицине.

Фотобиологические процессы, их первичные стадии и спектр действия. Квантовый выход и поперечное сечение фотохимических превращений молекул. Биофизика зрительной рецепции. Основы фотомедицины.

Индуцированное излучение. Оптические квантовые генераторы (лазеры). Основные свойства лазерного излучения. Применение лазеров в биологических исследованиях и в медицине. Лазерные аппараты для коагуляции и обработки тканей. Техника безопасности при работе с лазерами.

Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР). Применение ЭПР- спектроскопии в биологии и медицине. Свободные радикалы в биологических системах. Ядерный магнитный резонанс (ЯМР) и его медико-биологические применения. ЯМР- томография (магниторезонансная томография).

 

Вопросы для самопроверки

1.    Какую гипотезу выдвинул французский физик Луи де Бройль? Как оценить длину волны микрочастицы?

    Опишите метод применения микрочастиц для структурного дифракционного анализа.
    Объясните устройство и принцип действия электронного микроскопа.
    Дайте оценку предела разрешения электронного микроскопа, от чего она зависит? Приведите примеры использования электронного микроскопа в биологии и медицине.
    Сформулируйте основные постулаты Бора.
    Объясните излучение и поглощение энергии атомами и молекулами с точки зрения энергетических  внутриатомных превращений.
    Рассмотрите физические основы спектрального анализа. На чем основаны количественный и качественный спектральный анализ? Какое применение имеют спектральные методы исследования в медицине и биологии?
    Что такое люминесценция? Назовите причину люминесценции. Перечислите разные виды люминесценции.
    Объясните причину хемилюминесценции. Приведите примеры применения люминесценции в биологии и медицине.
    Объясните механизм фотолюминесценции. Сформулируйте правило Стокса.
    Какие процессы относятся к фотобиологическим? Что такое спектр фотобиологического действия? Назовите стадии фотобиологических процессов. Приведите примеры применения оптического излучения в медицине и дайте обоснования механизмов его действия.
    Объясните механизм работы световоспринимающего аппарата – глаза человека.
    Какое излучение называется индуцированным, и как оно получается? Расскажите принцип работы гелий - неонового   лазера. Перечислите основные свойства лазерного излучения. Приведите примеры использования лазерного излучения в биологии и медицине.
    Какое явление называют эффектом Зеемана. Запишите условия резонансного поглощения энергии. Как добиться эффекта резонансного поглощения энергии? Приведите примеры с пояснениями  медико-биологических приложений ЭПР.
    В чем сущность ядерного магнитного резонанса (ЯМР). Запишите условия резонансного поглощения энергии при ЯМР для свободных атомных ядер. Назовите причину не выполнения этого условия для ядер в составе атомов и молекул. Приведите примеры применения ЯМР в медико-биологических исследованиях.

 

 

 

 

Тема 8 Ионизирующие излучения. Основы дозиметрии.
В настоящие время источники ионизирующего излучения находят все более широкое применение в медицине для лечения и диагностики заболеваний. Например, для рентгенодиагностики используют рентгеноскопию или рентгенографию с целью обнаружения опухолей, трещин в костях, переломов, металлических включений и для оценки  состояния внутренних органов, кровеносных сосудов. Для диагностики применяют также и рентгеновскую компьютерную томографию. В радиоизотопной диагностики с использованием радиоактивных препаратов  (меченых атомов) можно обнаружить опухали, определить скорость кровотока, определить скорость обмена веществ. С лечебной целью ионизирующие излучение применяется для подавления роста злокачественных опухолей и для лечения некоторых кожных заболеваний. В научных исследованиях рентгеновское излучение применяется для изучения структур кристаллов и строения молекул белков и нуклеиновых кислот (рентгеноструктурный анализ белков и нуклеиновых кислот).
Ионизирующие излучение в зависимости от дозы может оказывать отрицательное влияние на организм.  Развитие ядерной энергетики и широкое внедрение источников излучения в различных областях науки, техники и медицины создали потенциальную угрозу радиационного загрязнения окружающей среды: воздуха, водоисточников, почвы, что может быть причиной неблагоприятного воздействия на организм человека.
Врач обязан понимать физические основы поглощения ионизирующего излучения различными тканями организма, знать механизм взаимодействия его с веществом, а также рассчитывать защиту от ионизирующего излучений.
Основной задачей дозиметрии является обнаружение и оценка степени опасности ионизирующих излучений для человека.
Литература

 

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1978. Гл.31; Гл.32; Гл.33

2. Антонов В.Ф. Черныш А.М. и др. Биофизика. М., Владос, 2000. §§44-49, Гл.12.

3. Ливенцев Н.М. Курс физики: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Высшая школа, 1978,  Т.2, Гл.21; Гл.23; Гл.35.

4. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Медицина, 1978. С. 231-245.
Содержание темы

Виды ионизирующего излучения. Рентгеновское излучение: характеристическое и тормозное. Спектр тормозного излучения и его граница. Основные свойства и характеристики рентгеновского излучения. Радиоактивный распад как источник корпускулярного и фотонного ионизирующего излучения.

Использование ускорителей для получения ионизирующего излучения. Синхротронное излучение. Поток нейтронов как разновидность ионизирующего излучения.

Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом: взаимодействие фотонного излучения, потока заряженных частиц и потока нейтронов (основные явления, их характеристики, закон ослабления потока ионизирующего излучения).

Детекторы ионизирующего излучения. Ионизационные камеры. Газоразрядные счетчики. Фотографические, сцинтилляционные, полупроводниковые и черенковские детекторы.

Биофизические основы действия ионизирующих излучений на организм. Первичные продукты радиолиза воды и их взаимодействие с молекулами, механизм образования и природа свободных радикалов.

Физические основы применения ионизирующих излучений в медицине. Диагностические применения: рентгеноскопия, рентгенография (флюорография), рентгеновская томография, метод меченых атомов, авторадиография, ионная медицинская радиография. Лечебные применения: лучевая терапия, радоновая терапия.

Дозиметрия ионизирующего излучения. Поглощенная и экспозиционная дозы, единицы их измерения. Мощность дозы. Связь мощности экспозиционной дозы и активности. Количественная оценка биологического действия ионизирующего излучения. Коэффициент качества (относительная биологическая эффективность). Эквивалентная доза. Дозиметрические приборы. Защита от ионизирующих излучений. Правила безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений.

Вопросы для самопроверки.

    Какова природа рентгеновского излучения? В какой области шкалы электромагнитных волн находится  рентгеновское излучение?
    Нарисуйте принципиальную схему рентгеновского аппарата?  Как  можно регулировать интенсивность (поток) и жесткость рентгеновского  излучения? Напишите формулу  для  расчета  потока  рентгеновского излучения?
    В чем  отличие  тормозного и характеристического рентгеновского излучения по происхождению и по спектральному составу?
    Напишите закон  ослабления интенсивности  рентгеновского излучения при  прохождении через  вещество, нарисуйте график. Дайте определение линейному и массовому коэффициентам ослабления, слою  половинного поглощения.
    Опишите  явления, происходящие при прохождении   рентгеновского излучения  через  вещество:  когерентное и некогерентное  рассеяние, фотоэффект, Комптон – эффект.

6.    Дайте физическое обоснование методов применения рентгеновского излучения в медицине.

    Что такое радиоактивность? Дайте вывод закона радиоактивного распада.  Что такое «постоянная  распада»?
    Напишите и объясните связь периода полураспада и постоянной распада.
    Что такое активность радиоактивного препарата? От чего она зависит? Вывести формулу активности от времени и постройте график. Назовите единицу измерения активности.

10.  Какова природа  излучения? назовите их свойства?

11.  Что такое проникающая и ионизирующая способности ионизирующего излучения? Сравнить различные виды ионизирующих излучений по этим характеристикам и объяснить различия.

12. Дайте определение поглощенной, экспозиционной и эквивалентной дозам. Укажите связь между ними. Назовите единицы измерения доз.

13.  Дайте определение мощности дозы. Назовите единицу её измерения.

14. Опишите механизм биологического действия ионизирующих излучений.

15.  Назовите способы защиты от ионизирующих излучений.

16. Опишите методы обнаружения ионизирующих излучений. В чём особенность каждого метода?

17.  Приведите примеры применения радиоактивного излучения в медицине и дайте физическое обоснование этим методам.
Делай что должен, и будь что будет.

janyl

  • Гость
Переменный ток. Резонанс в цепи переменного тока. Природа емкостных свойств тканей организма. Импеданс тканей организма. Эквивалентная электрическая схема тканей организма. Дисперсия диэлектрической проницаемости области альфа-, бета- и гамма- дисперсии.

Физические основы реографии и его применение в медицине.

АСЕМА

  • Гость
Методичка для самостоятельной работы
« Ответ #5 : Октября 07, 2011, 09:10:13 »
Люминесцентные метки и зонды и их применение в медицине