Производящей называется основа, от которой образована путем присоединения к ней аффикса(ов) другая, более сложная по составу производная основа.
Производная основа больше производящей по крайней мере на 1 морфему.
Слово, содержащее производную основу, называется производным, а содержащее производящую — производящим. Следовательно, производное слово всегда включает производящую основу и аффикс(ы). Слово с непроизводной основой (корнем) является непроизводным.
Для выделения производящей основы в рассматриваемом слове следует сопоставить его с двумя рядами слов: 1) содержащих ту же основу (или тот же корень), 2) содержащих тот же аффикс (или те же аффиксы); напр.: 1) cholecystitis, cholecyst-o-pexia, cholecyst-o-graphia; 2) gastr-itis, nephr-itis, vagin-itis и т. д.
Мотивирующая и мотивированная основы
Производящая основа не только составляет материальный костяк производного слова, но и мотивирует, т. е. обусловливает, его значение. В этом смысле можно говорить о мотивирующей и мотивированной основах или о мотивирующем и мотивированном словах. Так, напр., производные — названия болезней сердечной мышцы myocarditis, myocardosis, myocardiofibrosis, myocardiodystrophia мотивированы мотивирующей основой myocardium.
Мотивированное слово отличается от мотивирующего большей семантической (т. е. по значению) сложностью; напр.: гистологический термин myoblastus миобласт, состоящий из двух корневых морфем myo- мышца + blastus (греч. blastos росток, зародыш), означает малодифференцированную клетку, из которой развивается поперечно-полосатое мышечное волокно. Это же слово послужило мотивирующей основой для образования мотивированного слова myoblast-oma миобластома — название опухоли, состоящей из крупных клеток типа миобластов.
Бывают случаи, когда понятия мотивирующего и производящего слова совпадают не полностью. Это происходит, если мотивирующим является не отдельное слово, а целое словосочетание (существительное + прилагательное), а в качестве производящей основы используется лишь прилагательное. Такими, напр., являются термины-слова choledocho-plastica, choledocho-scopia, choledocho-to-mia, mastoid-itis, mastoid-o-tomia, для которых мотивирующими послужили словосочетания ductus choledochus общий желчный проток и processus mastoideus сосцевидный отросток, а производящими основами choledoch- (греч. chole желчь + doche вместилище, сосуд) и mastoid- (греч. mastos сосок + -eides похожий, подобный; сосцевидный). Аналогичным образом соотносятся мотивирующее словосочетание ductus hepaticus печеночный проток и производящая основа hepatico- в терминах hepatico-tomia, hepatico-stomia — названиях операций на печеночном протоке.
(англ. eponym, от греч. epi на + onyma имя). Мотивирующим для каждого такого эпонима обычно является словосочетание — анатомическое наименование, в состав которого входит собственное имя. Напр.: в термине highmoritis гайморит производящая основа highmor- от имени английского врача и анатома N. Highmore, описавшего верхнечелюстную пазуху, названную в его честь "гайморова пазуха". В связи с такого рода эпонимическими терминами необходимо принимать во внимание следующее. В течение длительного времени многие анатомические образования назывались по именам ученых. В утвержденной в 1955 г. Международной Парижской анатомической номенклатуре псе эпонимы (имена авторов) были изъяты и заменены информативными терминами, указывающими на основные морфологические признаки соответствующего образования. Например, вместо эпонимов бартолинова железа ввели термин glandula vestibularis major, вместо боталлов проток — ductus arteriosus, вместо вирзунгов4 проток — ductus pancreaticus major, вместо гайморова пазуха — sinus maxillaris, вместо куперова5 железа — glandula bul-bourethralis и т. д. и т. п.
1. Членимыми признаются слова, хотя бы одна часть которых повторяется в каких-либо других словах, соотносимых с данными по значению. Членимость разных слов может быть полной или неполной. Полностью членятся те производные, все строительные части которых (отдельные морфемы или блок морфем) повторяются в других производных. Если не каждая значимая часть встречается в других современных медицинских терминах, такое производное имеет неполную членимость. Сравните следующие слова:
а) с полной членимостью: pod-algia (греч. pus, podos нога + algos боль), pod-o-metria (греч. metreo измерять), а также neur-algia (греч. neuron нерв), my-algia (греч. mys, myos мышца), kephal-o-metria (греч. kephale голова), tho-rac-o-metria (греч. thorax, thorakos грудная клетка) и др.;
б) с неполной членимостью: pod-agra (греч. podagra капкан; ломота в ногах; от pus, podos нога + agra захват, приступ). Если первая часть вычленяется, так как она встречается в ряде современных терминов, то вторая часть — agra — практически является единичной.
2. Подавляющее большинство терминов — производных слов, возникших естественным путем в древнегреческом и латинском языках или созданных искусственно из морфем и производящих основ этих языков, являются полностью членимыми. Это означает, что они вместе с тем являются и полностью мотивированными в рамках современной терминологии.
Замечательное свойство полной членимости приобретает для овладевающего основами медицинской терминологии еще большее значение благодаря тому, что значительное число морфем и блоков морфем являются частотными.
Частотными следует считать те морфемы и блоки, которые повторяются в разных словах не менее двух-трех раз. Ясно, что чем большей степенью частотности, т. е. большим числом употреблений, обладают части производных, тем более важную роль играют они в терминологии. Некоторые высокочастотные морфемы и блоки участвуют в образовании десятков терминов.
3. Многие морфемы древнегреческого и латинского языков приобрели в терминологии специфические, иногда новые, не свойственные им прежде в древнем языке-источнике значения. Такие значения можно назвать терминологическими. Так, напр., греческое слово kytos сосуд, полость, в латинизированном виде cytus стало использоваться как регулярная корневая морфема в структуре десятков терминов — производных слов — в значении "к л е т к а". Суффикс древнегреческих прилагательных -itis, придававший им общее значение "относящийся, принадлежащий", стал регулярной частью терминов — существительных со значением "в оспаление".