Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Сообщество студентов Кировской ГМА

Декабря 05, 2024, 05:00:19

Автор Тема: СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ  (Прочитано 30394 раз)

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
« : Марта 29, 2011, 23:15:49 »
Тема  1
 Развитие биоэтического знания.
Основные понятия и принципы биоэтики
(4 часа)

Цель: Формирование системы знаний и представлений об основных направлениях биоэтики как науки.
Задачи: 
1.   Рассмотреть этапы становления биоэтического знания и основные направления биоэтики как науки.
2.   Формировать у студентов рациональные способы деятельностного освоения научной информации.
3.   Воспитывать комплекс духовно-нравственных качеств: отзывчивость, милосердие, сострадание.
Методические указания: Проведение индивидуального и группового опроса с элементами дискуссии.
Для изучения темы студентом нужно уметь осуществлять межпредметные связи с другими дисциплинами: Отечественная  и зарубежная история-«Материальное и духовное развитие стран и народов», Культурология- «Культура и общество»,  Философия- «История философии», «Философская антропология».
Студент должен знать:
1.   Основные понятия курса «Биоэтика» и «Этика».
2.   Понятие объекта и предмета биоэтики. Основные разделы биоэтики, цели, задачи и функции биоэтики.
Студент должен уметь:
1.   Студент должен анализировать основные парадигмы науки биоэтики.
2.   Уметь работать с историческими, философско-этическими источниками с целью получения новой информации, доступно излагать информацию и использовать в профессиональной деятельности.
План занятия
1.   Биоэтика как наука. История становления биоэтического знания.
А. Биотические принципы в  Древнем мире: Древней Индии и Китае, в странах Востока, В Древней Греции и Риме.
Б. Биоэтика в период Средневековья.
В. Развитие биоэтики в период Нового времени (XVI- начало XX вв.)
Г. Современная биоэтика
     2. Основные понятия  и принципы в биомедицинской этике.
А.  Принцип «Делай добро»: благодеяние, благотворительность, милосердие, филантропия, сострадание, альтруизм, самопожертвование.
Б.  Принцип «Не навреди».
Виды вреда, нанесённого пациенту, при оказании медицинской помощи:

- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи; умышленный вред; неумышленный вред вследствие неверных или неквалифицированных действий, врачебные ошибки;
- вред, нанесённый в силу непреодолимых обстоятельств; вред, нанесённый, необходимыми в данной ситуации действиями – исполнение врачебного долга;
- вред, нанесённый информированием пациента о тяжёлом заболевании (психогении); вред в результате дезинформирования пациента о состоянии своего здоровья (обман пациента); вред в результате разглашения врачебной тайны (моральный вред);
- принцип уважения автономии пациента: критерии автономной личности и автономного действия. Принцип справедливости.
3. Решение ситуационных задач № 1-3.
Ситуационные задачи
1. ЗАКОНЫ ХАМУРАППИ
2.


Контрольные вопросы
1.   Приведите примеры практического применения принципов биоэтики в истории Древнего мира.
2.   Какие биоэтические принципы, сложившиеся в Древнем мире, сохранились до настоящего времени. Обоснуйте свою точку зрения историческими примерами преемственности ряда биоэтических принципов в различные исторические эпохи.
3.   Приведите примеры из истории развития медицинской практики альтруизма, милосердия, самопожертвования.
4.   Приведите известные исторические примеры реакции общества на неверные  и неквалифицированные действия врача.
5.   Дайте характеристику негативных последствий разглашения врачебной тайны. Подкрепите свою точку зрения историческими примерами из медицинской практики.

Примерные темы докладов
1.Клятва Гиппократа в контексте античного мировоззрения.
2.Влияние традиции и инновации на формирование этических норм.
3.Категория блага в различных моделях медицинской этики.


Тема  2

Практическое применение принципов биоэтики в сложных клинических ситуациях (2 часа)


План занятия

1.   Различие в установках пациента и врача при возникновении заболевания.
2.   Деонтологическая этика Иммануила Канта.
3.   Концепции утилитаризма: Давид Юм, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль.
4.   Решение ситуационных задач № 1-2.
Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

1.   Дайте характеристику  отношения людей к болезни в фольклоре народов мира. Отражает ли отношение людей к болезни особенности национального характера.
2.   Повлияла ли деонтологическая этика И. Канта на формирование установок отношений пациента и врача в период Нового и Новейшего времени.
3.   В чем состоят главные отличия деонтологической этики И. Канта от концепций утилитаризма Д. Юма, И. Бентама.
4.   Приведите исторические примеры реализации деонтологической этики И. Канта и концепций утилитаризма Д. Юма, И. Бентама в медицинской практике периода Нового времени в различных странах мира.

Примерные темы докладов

1.   Развитие биоэтических концепций в немецкой классической философии.
2.   Проблема отношений врача и больного в русской философии второй половины XIX в.
3.   Отношение к болезни в фольклоре народов мира.
4.   Реализация главных принципов биоэтики в медицинской практике Российской империи в конце ХIХ-начале ХХ вв.
5.   Особенности реализации принципов биоэтики в странах Востока в в конце ХIХ-начале ХХ вв.




Тема  3
Права пациента
(4 часа)

План занятия

1.  Международное законодательство, регулирующее охрану здоровья прав граждан:
- Акт о правах человека (2000) и Европейская конвенция о правах человека;
- «Кодекс прав потребителей услуг здравоохранения и услуг для инвалидов»;
- (Новая Зеландия).
- «Этический кодекс врача» (Американская медицинская ассоциация, 1847);
- Кодекс врачебной этики РФ (1997);
- «Медицинская этика» Персиваля
2.  Законодательное Регулирование охраны здоровья граждан в Российской Федерации:
- статья 30 «Права пациента», статья 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья», статья 32 «Согласие на медицинское вмешательство» «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
3. Значение принципа информированного согласия. Принципы информирования пациента о наличии тяжёлого заболевания.
5. Этические правила при проведении биомединских исследований на человеке.
6. Решение ситуационных задач № 1-2.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры из медицинской практики России нарушении статьи 30 «Права пациента» «Основ законодательства Российской Федерации об охране прав граждан» и охарактеризуйте негативные социальные последствия нарушения данной статьи для пациента и врача.
2. Перечислите этические правила, на которые опираются врачи при проведении биометрических исследований на человеке.
3. На основе  примера  проанализируйте суть морального вреда и особенности его компенсации в Российской Федерации.
4. Какие этические  принципы должны соблюдаться врачом при информировании пациента о наличии тяжелого заболевания?
5. Сформулируйте 1-2 дополнения к Кодексу врачебной этики (1997 г.). Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на особенности развития современного общества.
Какие составляющие Кодекса врачебной этики являются наиболее древними и универсальными?


Примерные темы докладов

1.Суррогатное согласие. Плацебо.
2.Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты.
3. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих.
4. Вознаграждение испытуемым и его этическая оценка.
5.Этика научных публикаций.








Тема  4

Этические проблемы современных репродуктивных технологий. Этические проблемы абортов   (2 часа)

План занятия

1.   Отношение к аборту на протяжении истории человечества.
2.   Статья 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Право на искусственное прерывание беременности по желанию женщины, по социальным показаниям, по медицинским показаниям.
Перечень медицинских показаний (инструкция МЗ РФ № 302 от 28.12.1993 г).
Перечень социальных показаний (Постановление Правительства РФ № 485 от 11.08.2003 г.).
3. Проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции. Правовой статус донора репродуктивного биологического материала и его права на предоставление трансплантата. Правовой статус объектов трансплантации, эмбриона, плода. Права и обязанности суррогатной матери. Проблема анонимности доноров спермы и яйцеклетки, суррогатных матерей. Проблема коммерциализации донорства и трансплантации.
4.Этические проблемы контрацепции и стерилизации.
5. Этика в сексологии, транссексуальной хирургии.
6. Решение ситуационных задач № 1-2.
Контрольные вопросы
1.   Охарактеризуйте  основные этапы трансформации российского законодательства, регулирующего аборты.
2.   К каким социальным группам женщины, чаще всего прибегающие к аборту?
3.   Почему Россия стоит на одном из первых мест в мире по количеству абортов?
4.    Охарактеризуйте отношение к трансексуальной хирургии в различных странах мира.
5.   Охарактеризуйте медицинские и социальные причины развития суррогатного материнства.

Примерные темы докладов

1.   Отношение к проблеме аборта в различных религиях .
2. Психологические аргументы против выполнения абортов.
3. Отношение к применению методов искусственной репродукции в различных религиях.
4. Развитие методов искусственной репродукции в России.
5. Отношение к  репродукции человека, беременности, родам, сексу, материнству и детству в фольклоре народов мира.
6. Законодательное регулирование абортов в различных странах: история и современность.



Тема  5

Этические проблемы современной генетики, клонирования, евгеники. Право на жизнь детей с врождёнными дефектами развития.
Этика в реабилитологии (2 часа)

План занятия

1.   Перспективы и ограничения генных технологий. Этические вопросы при популяционной профилактике наследственных заболеваний.
2.    Политика принудительной стерилизации людей, имеющих психические и генетические нарушения. Антигуманность традиционных методик контроля над рождаемостью и численностью детей в семье в развивающихся странах.
3.   Этические вопросы воспитания слепоглухонемых детей. Тифлосурдопедагогика (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков).
4.   Воспитание детей с тяжёлыми врождёнными пороками развития и умственной отсталостью. Ценность для общества и реабилитация лиц в врождёнными пороками и умственной отсталостью. Тактика защиты «лучших интересов ребёнка».
Гуманность педагогических технологий для детей с умственной отсталостью (В.А. Сухомлинский).
Контрольные вопросы
1.   Охарактеризуйте особенности демографических проблем в странах мира: перенаселенность, старение населения, спад рождаемости.
2.   В чем главная суть гуманной педагогики В.А. Сухомлинского?
3.   Какие универсальные средства и формы воспитания детей с умственной отсталостью  предлагает В.А. Сухомлинский?
4.   Какие основные формы и методы работы со слепоглухонемыми детьми предлагают И.П. Соколянский и А.И. Мещеряков? В чем суть гуманного подхода авторов к воспитанию и развитию данной категории детей?
5.   Какие формы  и методы работы с детьми с врожденными пороками развития предложили бы Вы, исходя из принципа защиты «лучших интересов ребенка» и современных особенностей развития общества.

Примерные темы докладов

1. Этическое учение В.А. Сухомлинского.
2. Воспитание детей с тяжелыми врожденными пороками развития и умственной отсталостью в различных странах мира: история и современность.
3. Социальное значение принудительной стерелизации людей: опыт новейшего времени Индии и Китая.
4. Гуманная педагогика конца ХХ - начала ХХI вв.
5. Практический опыт работы  образовательных и медицинских учреждений с детьми с умственной отсталостью и врожденными пороками развития.

Тема  6
Этические проблемы трансплантологии
 (2 часа)

План занятия

1.   Ситуация дефицита донорских органов и пути её решения.
2.   Пропаганда донорства органов как политика здравоохранения. Листовка Национального почечного фонда США.
3.    Мировоззренческие аспекты традиционных запретов трансплантации.
4.   Социальные предпосылки и последствия презумции согласия и несогласия на забор органов. Принцип справедливости в условиях дефицита донорских органов.
5.    Законодательное регулирование донорства.
А. Декларация прав человека (ООН, 1948 год).
Б. Принцип  Аристотеля «распределительной справедливостью».
В. 6 принципов теории распределительной справедливости (Бичамп и Уолтерс, 1989):
- Каждому по равной доле.
- Каждому согласно его потребности.
-Каждому согласно приобретённому им на свободном рынке.
- Каждому согласно вложенным им усилиям.
- Каждому согласно его вкладу в общее благо.
- Каждому согласно его достоинствам.
6. Этические вопросы допустимости вскрытия человеческого тела в связи с забором органов и учебными целями. «Внутренняя и инструментальная ценность» трупа (по А. Кэмпбеллу).
7. Решение ситуационных задач №1-2.
Контрольные вопросы
1.   В чем социальное и медицинское значение донорства органов?
2.   Охарактеризуйте суть принципа справедливости в условиях дефицита донорских органов.
3.   Раскройте базовые принципы законодательного регулирования донорства в Российской Федерации.
4.   Приведите  примеры отношения общества к вскрытию человека и забору органов с учебными целями в различные периоды истории стран мира.
5.   Какие нарушения законодательства, регулирующего донорство органов встречаются наиболее часто  Российской Федерации?
6.   Каково отношение к донорству органов в различных этноконфессиональных культурах мира?

Примерные темы докладов

1.   Отношение к трансплантологии: христианстве, православии, буддизме, иудаизме и др.
2.   Проблема допустимости вскрытия человеческого тела  в связи с забором органов и учебными целями в различные периоды истории человечества: в Древнем мире, в период Средневековья, в период Нового и Новейшего времени.
3.   Отношение к трансплантологии в различных странах мира.
4.    Законодательное регулирования трансплантологии в России.
5.   Дискуссия в России и зарубежных странах: «Аргументы «за» и «против» трансплантологии».
Делай что должен, и будь что будет.

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

Re: СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
« Ответ #1 : Марта 29, 2011, 23:16:07 »
Тема 7
Этические проблемы умирания и эвтаназии, этика общения с умирающим больным. Этические измерения феномена смерти
(4 часа)

План занятия

1.   Виды смерти: социальная, психическая, биологическая, духовная.
2.   Отношение к смерти в различных этноконфессиональных культурах.
3.   Искусство подготовки к смерти и умирания как важная социальная практика в истории человечества.
4.    Возможность достижения индивидуального духовного и физического бессмертия. Иммортализм. Гены бессмертия. Лимит Хейфлика и геронтология. Проблема существования сознания после смерти мозга.
5.    Научный статус теории жизни души после смерти (жизни после жизни):
- К. Икскуль (XIX в.) - «Невероятное для многих, но истинное происшествие»;
- Уильям Баррет - «Видения на смертном одре»;
- Карл Густав Юнг - «Воспоминания, сны, размышления»;
- Бетти Мальц - «Я видела вечность»;
- Элизабет Кюблер-Росс - «Смерти нет»;
- Раймонд Моуди - «Жизнь после жизни»
6. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела.
- «Размышления о жизни после жизни»;
- Карлис Осис и Эрленд Харальдсон - «В час смерти»;
- Фред Скунмейкер;
- Морис Роулингс - «За вратами смерти»;
- Михаил Сабом - «Воспоминания о смерти: медицинское исследование»;
- Георг Ритчи - «Возвращение из завтра»;
- Пётр Калиновский - «Переход. Последняя болезнь, смерть и после».
7. Научный статус и фактология гипотез реинкарнации.
-Ян Свенсон - «20 случаев, предполагающих возможность реинкарнации».
8. Этические принципы при оказании паллиативной помощи. Этические правила общения с умирающими больными. Хосписное движение. Принципы деятельности хосписов.
9. Решение ситуационных задач. № 1-2.
Контрольные вопросы

1.В чем суть социальной. Биологической и духовной смерти?
2. Каковы особенности восприятия смерти в различных этноконфессиональных культурах?
3. В чем состоит суть подготовки к смерти в различных культурах?
4.Приведите исторические примеры, примеры из фольклора народов мира о значимости для человека идеи бессмертия.
5. Охарактеризуйте ключевые моменты труда Р. Моуди «Жизнь после жизни.
6.Раскройте суть основных этических правил общения с умирающими людьми.
7. Каковы принципы деятельности современных хосписов?


Примерные темы докладов

1.  Тибетская книга мёртвых.
2. Египетская книга мёртвых.
3. «Слово о смерти» Игнатия Брянчанинова.
4. Отношение современных молодежных движений к смерти: готы, эмо, скиндхэты и др.
5. Демографическая ситуация в современной России: соотношение смертности и рождаемости.

Тема  8

Этические проблемы психиатрии. Суициды и их предупреждение. Этика общения с психически больным. Нейроэтика (2 часа)

План занятия


1.   Определение суицидов, мировая статистика и причины суицидального поведения, социокультурные и психологические факторы суицидальной готовности.
2.   Концепция «жизненных трудностей». Теория приобретённой беспомощности. Принципы антисуицидального консультирования в практике общения с пациентом.
3.   Социокультуральные теории психических расстройств. Психодинамические факторы развития психических расстройств. Мифы в психиатрии.
4.   Роль наркомании и алкоголизма в генезе психических расстройств.
5.   Модели и тактика общения врача и пациента и оказания психиатрической помощи. Антипсихиатрия (Тимоти Кроу, Рональд Лэйнг, Томас Сас).
6.   Уважение человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами. Понятие «наименее ограничительной альтернативы» и «госпитализма».
7.    Значение этического правила пропорциональности в психотерапии. Этические проблемы современной психотерапии.
8.   Решение ситуационных задач 1-2.
Ситуационные задачи
1.
2.

Контрольные вопросы
1.   Перечислите социокультурные и психологические факторы суицидальной готовности.
2.   Каковы принципы антисуицидального консультирования в практике общения с пациентом?
3.   Охарактеризуйте психодинамические факторы развития психических расстройств.
4.   Каково значение этического правила пропорциональности в психиатрии?
5.   Приведите исторические примеры реализации принципа уважения человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами.



Примерные темы докладов

1.   Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно).
2.   Гениальность и безумие.
3.   Лингвистические модели шизофрении как языковой игры.
4.   Общественно опасные деяния психически больных.
5.   Этические вопросы психохирургии – лоботомия, каллозотомия.
6.   Этические проблемы психиатрии в книге Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».


Тема  9
Этические проблемы при венерических заболеваниях и СПИДе.
(2 часа)

План занятия

1. Этические проблемы при оказании помощи пациентам с венерологическими заболеваниями. Права и обязанности пациента с венерическими заболеваниями и СПИДом.
2. Противо-эпидемиологические мероприятия и права человека. Условия недобровольной госпитализации инфекционных больных. Этическое правило пропорциональности в иммунопрофилактике: соотношение риска возникновения инфекционных заболеваний и риска поствакцинальных осложнений.
3. Проблема венерических заболевания в законодательстве различных стран: история и современность
4. Ответственность за распространение венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Стигматизация пациентов с ВИЧ-инфекцией и пути её преодоления.
5. Этические проблемы программ снижения вреда (профилактики ВИЧ-инфекции в группах риска).
6. Сообщество людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) – проблемы медицинской и социально-психологичесокой реабилитации.

Контрольные вопросы
1.   Охарактеризуйте прав и обязанности  людей больных СПИДом.
2.   Какую юридическую ответственность несут лица за распространение венерических заболеваний?
3.   Раскройте суть этических проблем программ профилактики ВИЧ-инфекции в группах риска.
4.   В чем суть проблем медицинской и социально-психологической реабилитации людей, живущих с ВИЧ-СПИДом.
5.   Приведите примеры программ в Российской Федерации по профилактике СПИДа и венерических заболеваний.

Примерные темы докладов
1. Отношение к венерологическим заболеваниям в различных этноконфессиональных культурах:  история и современность.
2. Спидофобия и негативные последствия дискриминации ВИЧ-инфицированных. Социальная защита ВИЧ-инфицированных.
3. Профилактика венерологических заболевания в России. Роль образовательных и медицинских учреждений в профилактике венерологических заболеваний.

Литература

Основная литература


1.   Ермолаева, Г.И., Мещерякова, Т.В. Курс лекций по биоэтике. Учебное пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета.- Томск – 2005.
2.   Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. /Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009.
3.   Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. М.: Медицина, 2007.
4.   Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2007.

Дополнительная литература
1.   Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского, Лопухина Ю. М.- М.: Медицина, 1999.
2.   Биоэтика: принципы, правила, проблемы/ под ред. Б.Г. Юдин – М.: Эдиториал УРСС, 1998.
3.   Введение в биоэтику/Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко.- М., 1999.
4.   Деонтология в медицине. В 2-х томах / ред. Б.В. Петровский. – М.: Медицина, 1988.
5.   Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний . «Этюды критической медицины». Т. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.
6.   Медицинская этика и деонтология/Под ред. Г.В. Морозова и Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1983.
7.   Сидоров П.И. Правовая ответственность медицинских работников: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2004.
8.   Российские и международные биоэтические декларации, конвенции, клятвы, кодексы. – Красноярск, 2001.
9.    Эльштейн Н.В. Медицина и время. – Таллин.: Валгус, 1990.
Делай что должен, и будь что будет.