Вопрос №1. Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах
его бытия и познания. Целое понимание мира включает в себя
человека. Понимание философии предполагает включенность в мир человека. С одной стороны человек – предмет эволюции, с другой – субъективное начало, с разумом, который способен изменять мир. Философия существует ок. 3 тыс. лет. Сначала в первобытном обществе. Как наука, система мировоззрения она развилась в 8-6 вв. до н.э. сначала в Др. Египте, Индии, Вавилонии, затем в Др. Греции, Риме. Предшественниками философии является мифология и религия. Содержанием философии в отличие от них является осмысление результатов познавательной деятельности человека.
Термин философия (фило – любить, софия – мудрость греч.) – любомудрие.
Философия – стремление к истине. Философия помогает понять глубинные основы бытия, сущность явлений. Философия – духовное освоение действительности. Абстрактность философии относительна, философия изначально практична и гуманистична. Назначение философии научить человека мыслить творчески. Философия учит понимать смысл жизни понять свою роль в жизни, свою причастность к миру. Философия формирует мировоззрение общества в целом. В философских теориях отражаются идеалы и цели общества. Развитие философии сходно с развитием общества. При самом первом взгляде на мир все процессы, явления можно разделить на 2 части:
1.Материальные;
2.Идеальные. Этот подход составляет содержание основного вопроса философии, который раскрывает соотношение между материальным и идеальным. Основной вопрос философии имеет 2 стороны: «Что является первичным: сознание или материя?» есть учения материалистические и идеалистические. Вторая сторона: «Познаваем ли мир?». Те философы, которые считают, что мир познаваем – гностики, остальные – агностики (обычно агностики связаны с идеалистами). Есть большое кол-во философских школ, которые занимают промежуточное положение. Вопрос об источниках знаний тоже делит философов на материалистов и идеалистов. Наука считает, что познание из материи. Идеалисты – экзистанциолизм, постпозитивизм, герминептика, неотомизм. Постмодернизм – идеология, включает в себя многие идеалистические учения, он отрицает объективность мира. Есть взаимодействие различных течений философии. Современная философия открывает возможность к диалогу между учениями. Она позволяет сохранить ценные знания.
Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе.
Древнейшее общество
натурфилософия – уче-
ние о природе, сово- Философия Средних Веков-
купные знания. Нет богопознание. Все зачатки
разделения на науки. наук задавлены.
Эпоха Возрожденияи и Новое Предмет философии
Время. Из натурфилософии вы- изучение вопросов о
деляются частные науки. предельных основани-
ях мира.
Выделение частных наук
В структуре философских знаний выделяют след. элементы:
1.Онтология – учение о существовании.
2.Гносеология – учение о знании, теория познания.
3.Диалектика – учение о развитии.
4.Социальн. философия – учение об обществе, о его закономерностях.
5.Логика – закономерность человеческого познания.
6.Этика.
7.Эстетика.
8.История философии.
Философская теория – сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, з-ны функционирования и развития объективного бесконечного в своих проявлениях мира. Фил. теория обосновывает критический рациональный подход к предметам и явлениям, необходимость совместного взаимодействия чел-ка с миром, где чел-к – не случайный фактор мира.
На первом плане – смысл жизни, сущность человеч. бытия, сознание и нравственность. Функции философии:
1.Мировоззренческая – определяет возможность чел-ка объединить все знания о мире, сформировать целостную систему о мире, помогает ориентироваться в окр.мире.
2.Методологическая ф-ция – логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей определяет направления различных научных исследований, ориентирует в фактах.
3.Гносеологическая ф-ция – приращение новых знаний о мире.
4.Социально-коммуникативная – использует философию в идеологии, воспитании. Формирует субъект мировоззрения, идеалы чел-ка, которые делают чел-ка личностью. Выделяют подфункции: а)аксиологическая; б)воспитательная.
Все ф-ции философии взаимосвязаны, в определенное время может преобладать определенная ф-ция.
Предпосылки формирования философии:
1.Социальные – обусловлены становлением информационной цивилизации. Совр. философия отражает состояние общества по отношению к информационному обществу.
2.Научные – связаны с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук: синергетика, микроэлектроника. Они определяют современ. научную картину мира.
3.Теоретические предпосылки – определяются новыми разработками в области самой философии – цивилизационный подход к пониманию мира, принцип антропоцентризма в современном понимании.
Сорвеменная философия рассматривает мир как многоуровневую систему, саморазвивающуюся с много вариантными видами взаимодействия между ее частями.
Вопрос №2.Мировоззрение – общее понимание чел-ком окружающего мира и своего места в нем, отношение к другим людям и к самому себе. Мировоззрение включает: убеждения, идеалы, цели, мотивы, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы эстетического познания. Мировоззрение – исходный пункт исследования окружающего мира.
У философии особая роль в формировании мировоззрения: она обобщает все компоненты, которые входят в структуру мировоззрения личности. Мировоззрение любого чел-ка существует на 2 уровнях:
1.Чувственный – стихийное мироощущение.
2.Рациональный – миропонимание на уровне разума, логическое обоснование з-нов действительности.
Особенности философского мировоззрения:
1.Философия всегда обобщает те знания, которые есть в чел-ке, создает всеобщую картину мира.
2.Философия пытается выяснить первооснову этого мира – субстанциолизм.
3.Философия – рациональное мировоззрение, философия ни
чего не принимает на веру, любое философское учение основано на рассуждении – сомнение.
Родственность философии с мифологией заключается в постановке вопросов.
Философия опиралась на другие науки. Если философия сформулировала свои принципы на базе научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении открытий и знаний.
Формой взаимодействия философии и науки в 16 в. была натурфилософия. Потом появилась такая форма мышления как метафизическая.
Марксисты предложили диалектический историч. материализм Маркса и Энгельса, где взаимодействие происходит методологически, что открыло новые возможности. В 19 в. возникла философия науки, ее задача: исследование природы и структуры научной теории.
Важную роль в формировании мира сегодня играют естественно-технические науки. Но гуманитарные науки помогают философии сформулировать основные принципы.
Вопрос №3.«Два желания как два крыла обнимают человеческую душу: правды и бессмертия» - Соловьев Владимир Сергеевич. В 1 и 2 тысячелетия до н.э. происходит преобразование человечества – осевое время. Именно тогда зарождаются мировые религии. Возникает иранский дуализм – манихейство – учение с дуализмом в понимании мира. Оно развертывается в трех временах: время принципов добра и зла, смешение их и время окончательного торжества добра над злом. В это осевое время возникает движение к абсолюту. Все стремления чел-ка были к вечным з-нам, для которых нужна религия, поэтому она появилась в то осевое время.
Философия Древнего Китая.Учение Конфуция – «Кун-цзы». Он жил в 6-5 вв. до н.э. в эпоху социальных потрясений. Родовая аристократия уходила в прошлое. Происходило крушение старых устоев, что вызывало критику консерваторов. Конфуций, отрицая современность, находит авторитеты в древности. Особенностью учения Конфуция было то, что в его рамках стремление человечества опираться на древние традиции было гипертрофировано. Конфуций выступил с критикой современности и создал в учении идеал совершенного чел-ка – «Цзюнь-цзы», который должен обладать гуманностью и чувством долга.
Гуманность (по Конфуцию) – скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям.
Чувство долга (по Конфуцию) – внутренняя убежденность в том, что надо поступить так, а не иначе. «Благородный чел-к думает о долге, низкий о выгоде». Стремление к знаниям, обязанность учиться, постигать мудрость древних.
Основные кач-ва «Цзюнь-цзы» - искренность, благопристойность, соблюдение церемоний обрядов.
В книге Конфуция «Лунь-юй» чел-к –искренний, прямодушный, всепонимающий. В сомнении он должен спрашивать, в юности должен избегать вожделений, всего себя он посвящает поиску идеала. «Цзюнь-цзы» - идеал назидательный. Потом он превратился в обязательный пример для других людей (чиновников). На любой случай были разработаны нормы поведения, правила учтивости («Ли-цзы»). Конфуций отталкиваясь
от этого идеала сформулировал основы социального порядка в
Китае. «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, чиновник – чи-
новником, государь – государем». Все должно быть на своем месте. Общество должно быть разделено на верхи и низы. Критерием этого деления были знания и добродетели, точнее
степень близости чел-ка к идеалу.
«Конечная цель управления – интересы народа» - Конфуций. Но сами интересы народа он не сформулировал, и говорил, что самому народу его интересы не ведомы. Народ следует заставить идти должным путем, но не надо говорить почему.
Основа конфуцианства – слепое повиновение старшим – это норма для всех. Конфуций сравнивает гос-во с семьей. Этим сравнением Конфуций хочет закрепить государственный строй, который существовал очень долго. Также процветал культ предков. Этот культ – основа социального порядка – это первейшая обязанность китайца. Конфуций разработал учение о сыновней почтительности «Сяо» - основа гуманного поведения для абсолютно каждого чел-ка. Нужно служить родителям по правилам «Ли», похоронить по правилам «Ли» и т.д. Сын должен прислуживать родителям. Даже если отец не добродетелен, то сын должен униженно просить, чтобы он вернулся на нормальный путь. Сын не имеет права свидетельствовать против отца.
Вся проблематика современной философии оставалась вне поля зрения Конфуция. Объяснение мира, развития мира дал
Даосизм. Он возник почти одновременно с конфуцианством. Его основатель – Лао-цзы – легендарная личность. Лао-цзы ушел из Китая на Запад, но оставил учение «Дао-дэ-цзы» - книга пути и благодати. Она стала известна позже – в ней заложены основы даосизма. Его центральные проблемы: учение о великом «Дао» (путь) – абсолютный з-н. Дао господствует везде и во всем, все происходит из него, он не видим и не слышим. Он дает начало, имя и форму всему на свете. Смысл и счастье человеческой жизни – познать Дао, следовать Дао, Если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.
Всерьез первенство конфуцианства даосизмом никогда не оспаривалось, но соотношение не простое: когда в истории Китая было все, спокойно главенствовало конфуцианство, когда были потрясения, революционную идеологию питал даосизм. Соотношение конфуцианства и даосизма нужно рассматривать диалектически.
Сравнивая философии Китая и Индии, видишь, что подходы их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий.
Вопрос №4.«Два желания как два крыла обнимают человеческую душу: правды и бессмертия» - Соловьев Владимир Сергеевич. В 1 и 2 тысячелетия до н.э. происходит преобразование человечества – осевое время. Именно тогда зарождаются мировые религии. Возникает иранский дуализм – манихейство – учение с дуализмом в понимании мира. Оно развертывается в трех временах: время принципов добра и зла, смешение их и время окончательного торжества добра над злом. В это осевое время возникает движение к абсолюту. Все стремления чел-ка были к вечным з-нам, для которых нужна религия, поэтому она появилась в то осевое время.
Индийская философия.Зародилась 10-9 вв. до н.э. Классификация индийских учений:
ортодоксальные | неортодоксальные |
Меманса Веданта Санхья Ньяя Вайшешика | Буддизм Джайнизм Философия Чарвака (Локаяка) |
Ортодоксальные системы поклоняются ведам. Неортодоксальные системы не признают вед.
Буддизм вышел из Индии. Возник 6 в. до н.э., он вырос из учения принца Гаутамы Шахямуни (Будда) «просветленный истиной». Чувство скорби при виде болезней, старости прояснило сознание принца, и он начал учиться. На него сошли 4 благородные истины:
1.Жизнь есть страдание.
2.Существует прекращение страдание.
3.Существует причина страдания.
4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.
Будда считал страдание не случайным, оно есть повсеместно, во всех видах жизни. Даже удовольствия – причина страданий.
Существование любого явления в мире причинно обусловлено, все в мире взаимосвязано, ничего постоянного нет, все изменяется. Наше страдание тоже имеет причину: рождение – вызвано пристрастием к жизни, пристрастия – наши желания. Страдание зависит от определенных условий. Оно прекращается если эти условия убрать. Путь к прекращению страданий – это контроль над условиями. Путь состоит из 8 ступеней:
1.Правильная точка зрения.
2. Правильная решимость.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильная жизнь.
6. Правильные усилия.
7. Правильное направление мысли.
8. Правильная сосредоточенность.
Если чел-к пройдет эти 8 ступеней, он обретет истину, невозмутимость и прекращение страданий (нирвана) – спокойное безмятежное состояние.
В философии буддизма возникли 4 школы:
1.Макхьямики – весь мир – иллюзия, пустота, ничего нет, кроме пустоты.
2.Йога чакры – весь мир – иллюзия, но реально существует только разум.
3.Саунтрантики – мир реален.
4.Вайбхашики – мир реален, они предлагают свои способы познания мира.
По способу достижения нирваны буддизм делится на:
1.Хинаяна – каждый чел-к должен сам достичь нирваны.
2.Махаяна – главная задача человека – обретение мудрости, чел-к не должен уходить от мира, а должен помочь другим войти в нирвану.
Джайнизм – его основатель – Махавира (Джина), который жил в 6 в до н.э. – один из 24 мудрецов Индии, который познал мудрость. Это учение исходит из того ,что дух выше, чем материальная оболочка чел-ка. Достичь спасения душа чел-ка может, если освободится от материи. Есть тонкая материя (карма) и грубая материя. Карма – тонкая ткань, которой прилипает грубая материя. Карма (в широком смысле) – общая сумма совершенных каждым чел-ком поступков и последствия этих поступков, которые определяют характер перерождений. Карма (в узком смысле) – влияние совершённых действий на характер превращений. Вечными категориями в джайнизме являются джива и аджива. Джива – душа, активное начало. Аджива – материальное начало мира. В изначальной форме джива совершенна, к ней должен стремиться каждый чел-к. В мире джива всегда связана с адживой, здесь джива утрачивает свою первоначальную чистоту. Первоначальная задача джайнизма – остановить приток кармы, сначала вредной, а затем и полезной. На втором этапе – отпадение кармы.
Система Йога – система, верящая в существование Бога. Основатель Потанджали. Он жил во 2 в. до н.э. Конечная цель учения – достижение разграничающего познания. Важным условием для достижения цели является освобождение чел-ка от страданий. Выделяют 5 ступеней функций ума:
1.Рассеянное состояние ума – переход от одного предмета к другому.
2.Притуплённое состояние ума – во сне.
3.Относительно умиротворённое состояние ума.
В рамках этих ступеней йога не возможна.
4.Сосредоточение на каком-либо объекте – предмете мышления.
5.Прекращение всякой деятельности мышления.
4 и 5 ступени – путь к йоге.
Существует два состояния йоги:
1.Сампражнята.
2.Асампражнята – прекращается всякая деятельность ума.
Есть 8 ступеней достижения йоги:
1.Обуздание – воздержание от нанесения вреда жизни, от лжи, воровства, жадности.
2.Культура этики – хорошие привычки, очищение, изучение вед.
3.Положение – выработка удобного и устойчивого положения тела для лучшего мышления.
4.Контрольнад дыханием.
5.Контроль над чувствами – отдаление чувств от объектов.
6.Внимание – на внутри- и внеорганических объектах.
7.Созерцание – размышление об объекте.
8.Сосредоточенность – состояние, в котором сознание растворяется в изучаемом объекте и перестаёт осознавать себя. Сравнивая философии Китая и Индии, видишь, что подходы их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий.
Вопрос №5.Начало развития европейской философии было положено в 5 – 4 вв. до н.э. в Древней Греции. Эта философия возникла и развивалась в тесной связи с природой. Философы пытались с научной точки зрения рассуждать о происхождении мира, чел-ка, явлений. Философы решали научные проблемы и вместе с этим пытались понять сущность мира в целом. Если восточная философия была направлена на изучение чел-ка, то древнегреческая философия была противоположна: решался вопрос о первоначале мира. Решая эту проблему, древнегреческая философия была несвободна от мифологии, но есть и существенные отличия философии от мифологии: мифология отвечает на вопрос «Кто кого породил?», а философия – «Из чего все произошло?»
Фалес рассматривал все существующее как единую субстанцию мира. Он считал, что вода является этой субстанцией. Испарения воды питают небесные светила, а затем вода возвращается на Землю в виде осадков.
Анаксимандр – представитель милетской школы. Он выдвинул учение о неразрушимых элементах вещей. Считал, что первоначало мира связано с неопределённо вечным первоначалом – апейроном (бесконечное), который находится в постоянном движении.
Анаксимен – представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Он связывал первоначало мира с воздухом, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
Гераклит Эфесский – философ – диалектик, представитель
ионийской школы. У него есть произведение о природе, состоящее из трёх частей: «О вселенной», «О государстве», «О богослове». Мир – это упорядоченное образование (космос), этот мир вечен, бесконечен, он не создан ни богами, ни людьми. Считал, что первоначалом сущего является мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путём сгущения из огня возникают все вещи, путём разрежения в него возвращаются. Все явления природы рождаются из огня. Гераклит строит цепочку превращений. Мир меняется, все изменяется по известной закономерности (судьбе), а судьба тождественна необходимости. Вечный закон – логос. В мире всё происходит по логосу. Учение Гераклита называется стихийной диалектикой. Гераклит представлял мир в качестве упорядоченной системы. «Всё течет, всё меняется, нет ничего неподвижного. Солнце непрерывно новое, постоянно новое». Учение Гераклита связано с другим учением об обмене противоположностей: «холодное – теплеет, влажное – высыхает, в расходящемся всё соединяется». Взаимодействие противоположностей происходит через борьбу, через борьбу образуется гармония мира.
В древнегреческой натурфилософии различают два подхода:
1.Физический – задавшись вопросом о первоначале мира связывают её с какой-то природной стихией.
2.Философский – философы рассматривают проблему первоначала мира с позиции разума.
Вопрос №6.Онтологизм – учение о бытии.
Философия элеатов. Когда элеаты решали проблему субстанции мира, они ввели новое философское понятие – бытие. Представители элеатов: Парминид, Ксенон, Ксенафан, Мелис Самосский. Бытие (по Парминиду) – это то, что есть. Небытия нет, т.к. его невозможно познать. Мыслимо только то,что существует. Бытие – вечно. Возникновения нового бытия не может произойти, т.к. бытие едино, нет другого бытия. Бытие не может выйти из небытия. В мире нет пустого пространства. Бытие шарообразно, т.к. оно однородно, т.е. равно отстоит от центра. Бытие (по Ксенафану) – это Бог, отсюда вытекает учение пантеизм – отождествление Бога и мира.
Исходя из этих высказываний, элеаты не могли объяснить причины разнообразия мира. Возникло противоречие между физической и философской картинами мира. Это противоречие объясняет учение элеатов о познании: надо разграничивать истину и мнение. Истина основана на рациональном познании, мнение - на чувственном восприятии, чувственное многообразие мира иллюзорно.
Зинон говорил, что если все существующее множественно, что если оно будет настолько мало, что не будет иметь никакой вел-ны и будучи большим – до бесконечности. Он не видел взаимосвязи бесконечности и конечности. Его примеры: дихотомия – разделение надвое: А Б;
летящая стрела: А Б;
движущиеся тела, Ахилл и черепаха.
Аристотель критикует Зинона: «Зинон бесконечно делимое смешивает с бесконечно большим, он абсолютизирует непрерывность пространства и противопоставляет её прерывности».
Элеаты завели философию в тупик. Ответы на все появившиеся вопросы дал
Демокрит. Он попытался разрешить противо-
речие. По Демокриту: Бытие – нечто предельно простое, непроницаемое, неделимое – атом. Атомы вечны, нераздельны, они не возникают и не уничтожаются, и все они различны. Все атомы движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все тела состоят из атомов. Реальные свойства вещей определяются свойствами атомов, из которых состоят вещи. Атом – бытие, пустота – небытие, оно необходимо, если бы его не было, то не было бы этих вещей. Бесконечная делимость привела бы к пустоте. Движение – обязательный атрибут мира. Суть теории Демокрита:
1.Все вещи в мире состоят из сочетаний атомов. Вещи отличаются по форме, кол-ву и положению атомов.
2.Атомы вечно движутся в окружающей пустоте, их место совершенно случайно.
Происхождение мира по Демокриту – движение атомов приводит к их столкновениям, таким образом образуются тела. Живые тела – тоже скопления атомов. У чел-ка есть душа – тело, которое тоже состоит из атомов, но более мелких. Демокрит считал, что душа смертна. Она состоит из двух частей: разумная (в груди) и неразумная (по всему телу).
Познание окр. мира по Демокриту происходит по принципу истечения: от всех вещей исходят их мельчайшие копии,они входят в наше тело, и мы получаем представление мира. Демокрит был фаталистом. Он говорил, что ничего нет случайного. Демокрит разрешил многие вопросы. Древнегреческая философия повернулась к проблеме чел-ка, т.к. произошло усложнение проблематики философии.