Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Сообщество студентов Кировской ГМА

Ноября 22, 2024, 05:56:05

Автор Тема: Реферат - Политическая мысль античного общества. Политические учения Греции.  (Прочитано 38178 раз)

Lux

  • Administrator
  • Super Star
  • *****
  • Сообщений: 1936
  • Карма: +3/-1
    • Сообщество студентов Кировской ГМА
  • Курс: ^|^|^

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение

2. Глава 1 Ранний период политической мысли Древней Греции.

3. Глава 2 Период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции.

4. Глава 3 Период эллинизма политической мысли Древней.

5. Заключение

6. Список используемой литературы

 

1. Введение.

Цель: Изучить мысли Античного общества и сравнить взгляды великих деятелей Аристотеля и Платона.

 

Задачи:

1.     Изучить политическую мысль раннего периода в древней Греции.

2.     Сравнить взгляды аристотеля и Платона в период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции.

3.     Выявит причины кризиса древнегреческой  государственности в период эллинизма.

 

Всемирная история политических и правовых учений  -  одна  из  важных составных частей  духовной  культуры  человечества.  В  ней  сконцентрирован большой  политико-правовой  опыт  прошлых   поколений,   отражены   основные направления, вехи и итоги  предшествующих  исследователей  проблем  свободы, права,  законодательства,  политики,  государства.   Этот   опыт   оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Одну из главенствующих  ролей  в  истории  формировании  этого  опыта сыграли  мыслители  Древней  Греции.  Они  стоят  у  истоков   возникновения теоретического подхода к проблематике государства,  права  и  политики.  (1, стр. 8)

Усилиями  древнегреческих  исследователей  был  совершён  переход  от мифологического  восприятия  окружающего   мира   к   рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить  наи ри этапа:

    ранний период (IX - VI века до нашей эры)  связан с  возникновением древнегреческой  государственности.  В  этот   период   наблюдается заметная   рационализация   политико-правовых    представлений    и формируется философский подход к проблемам государства и права;
    период расцвета (V - первая половина IV века до нашей  эры)  -  это время  расцвета  древнегреческой  философской  и  политико-правовой мысли;
    период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) – время начавшегося  упадка  древнегреческой  государственности,  попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

 

Историография.

1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

Концепция идеального политического устройства в диалоге "Государство". Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления. Вопросы государства и права в диалоге "Законы". История философской мысли после Платона.

2. История политических и правовых учений. Учебник  под  ред.  О.Э.  Лейста. М.: Зеркало, 1999.

В учебнике изложены основные политические и правовые учения Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени

3. История политических и правовых учений. Учебник под ред.  В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996.

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли от ее истоков до современности, изложены все основные политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Большое место уделено формированию и развитию политико-правовой мысли в России.

4. История  политических  и  правовых  учений.  Хрестоматия  под  ред.  О.Э.

Лейста. М.: Городец, 2000.

В книге в хронологическом порядке приведены отрывки из произведений ряда выдающихся представителей политико-правовой мысли с краткими вводными очерками окаждом из них.

Глава 1 «Ранний период политической мысли Древней Греции.»

На ранней стадии своего развития воззрения  древних  народов  на  мир носят  мифологический  характер.  В  эти  времена  политические  и  правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную  область,  и  представляют  собой составную   часть   целостного   мифологического   мировоззрения.   В   мифе господствует  представление  о   божественном   происхождении   существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в  особую  сферу норм и существуют в виде аспекта  религиозно  одобряемого  порядка  частной, общественной  и  государственной  жизни.  В  законах  этого  времени   тесно переплетены   мифологические,    религиозные,    нравственные,    социально- политические моменты, и законодательство в целом возводится к  божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам-правителям.

Политические и  правовые  учения  появляются  лишь  в  ходе  довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние  мифы теряют  свой  сакральный  характер  и  начинают  подвергаться  этической   и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера  и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть  над  миром  и  смена верховных богов (Уран - Крон -  Зевс)  сопровождалась  сменой  принципов  их правления и властвования, что  проявлялось  не  только  во  взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях  к  людям,  во  всём  порядке,  формах  и правилах земной общественной жизни.

Характерные  для  поэм  Гомера  и  Гесиода   попытки   рационализации представлений об  этическом,  нравственно-правовом  порядке  в  человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве  семи  мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес,  Питтак,  Периандр,  Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих  кратких  изречениях  (гномах)  эти  мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему  духу  этические и политические сентенции. Мудрецы настойчиво  подчёркивали  основополагающее значение господства справедливых законов в полисной  жизни.  Многие  их  них сами  были  активными  участниками  политических  событий,  правителями  или

законодателями и приложили немало усилий для практической  реализации  своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, -  существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим  государственным  устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере,  в какой боялись бы тирана.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на  философских  основах  выступили  Пифагор,  пифагорейцы  (Архит, Лизис, Филолай и др.) и  Гераклит.  Критикуя  демократию,  они  обосновывали аристократические идеалы правления  “лучших”  -  умственной  и  нравственной элиты. Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность  мира.  Исходя из этого они  пытались  выявить  цифровые  (математические)  характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям.  При  освещении  проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали  теоретическую  разработку понятия “равенство”,  столь  существенного  для  понимания  роли  права  как, равной меры при регулировании общественных отношений.

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным  за равное. Идеалом  пифагорейцев  является   полис,   в   котором   господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали  высокой  добродетелью,  а сами законы - большой ценностью. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию. Пифагорейские представления о том, что человеческие  отношения  могут быть очищены от распрей  и  анархии  и  приведены  в  надлежащий  порядок  и гармонию, в дальнейшем  вдохновляли  многих  приверженцев  идеального  строя человеческой жизни.

Автором  одной  из  таких  идеальных   моделей   полиса   был   Фалей Халкедонский, который утверждал,  что  всякого  рода  внутренние  беспорядки возникают  из-за  вопросов,  касающихся  собственности.   Чтобы   достигнуть совершенного  устройства  полисной  жизни,  необходимо  уравнять   земельную собственность всех граждан.

Мнения противоположного пифагорейскому  придерживался  Гераклит.  Мир образовался не через слияние, а  через  разделение,  не  через  гармонию,  а через  борьбу.  Мышление,  согласно   Гераклиту,   присуще   всем,   однако, большинство  людей  не  понимают  все  управляющего  разума,  которому  надо следовать. Исходя из этого он  разделяет  людей  на  мудрых   и  неразумных, лучших и худших.

Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является  выбор ими интеллектуального критерия  для определения  того,  что  есть  «лучший», «благородный» и т.п. (3, стр. 42)

Социально-политическое  неравенство  оправдывается   Гераклитом   как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей  борьбы.  Критикуя демократию, где правит толпа  и  нет  места  лучшим,  Гераклит  выступал  за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе  не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе -  его соответствие  всеобщему  логосу  (всеуправляющему  разуму),  понимание  чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

 

 

Глава 2 «Период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции.»

Развитию  политико-правовой  мысли  в  V  веке  в  значительной  мере содействовало  углубление  философского  и   социального   анализа   проблем общества, государства, политики и права. (3, стр. 43)

В учениях Демократа встречается одна из первых  попыток  рассмотреть возникновение и становление человека,  человеческого  рода  и  общества  как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого  процесса  люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания  и  умения, необходимые для общественной жизни. Таким образом, человеческое общество  появляется  лишь  после  долгой эволюции  как  результат  прогрессивного  изменения   исходного   природного состояния.  В  этом  смысле  общество,   полис,   законодательство   созданы искусственно,  а  не  даны  по  природе.  Однако   само   их   происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

В   государстве,   по   Демокриту,   представлены   общее   благо   и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан  должны быть направлены к  его  лучшему  устройству  и  управлению.  Для  сохранения государственного  единства  требуется  единение  граждан,  их  взаимопомощь, взаимозащита и братство.

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно  достигнуть  этих  результатов,  необходимы соответствующие усилия и со стороны  самих  людей,  их  повиновение  закону.

Законы, соответственно, нужны для обычных людей  для  того,  чтобы  обуздать присущие им зависть,  раздоры,  взаимное  причинение  вреда.  С  этой  точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.

В  условиях  укрепления  и  расцвета  античной  демократии  политико-

правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами  софистов.  Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и  в  вопросах  государства  и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи,  глубокими и смелыми новаторами в области  философии,  логики,  гносеологии,  риторики, этики, политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой  школы  и  развивали  различные философские,  политические  и  правовые  взгляды.  Различали  два  поколения софистов: старших  (Протагор,  Горгий,  Продик,  Гиппий  и  др.)  и  младших (Фрасимах,  Калликл,  Ликофрон  и   др.).   Многие   из   старших   софистов придерживались в целом демократических  воззрений.  Среди  младших  софистов наряду со  сторонниками  демократии  встречаются  приверженцы  и  иных  форм правления (аристократии, тирании). (3, стр. 45)

Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже  при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами,  он  вместе с  тем  воспринимал  ряд  их   идей   и   по-своему   развил   начатое   ими просветительское дело.

Сократ  занимался   поисками   рационального,   логически-понятийного обоснования объективного характера этических  оценок,  нравственной  природы государства и права. Обсуждение  морально-политической  проблематики  Сократ поднял  на  уровень  понятий.  Тем  самым  закладывались  начала  собственно теоретического исследования в данной области. Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал,  что и естественное право и полисный закон восходят  к  разумному  началу.  Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и  сформулировать  именно  эту разумную природу нравственных, политических  и  правовых  явлений.  На  этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного. В плане практической политики сократовские  идеи  означали  правление знающих,  т.е.   обоснование   принципа   компетентного   правления,   а   в теоретическом  плане  -  попытку  выявить  и  сформулировать    нравственно- разумную основу и сущность государства.

Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство  трактуется им как реализация идей  и  максимально  возможное  воплощение  мира  идей  в земной общественно-политической жизни - в полисе.

В  своём  диалоге   “Государство”   Платон,   конструируя   идеальное

справедливое государство, исходит из  того  соответствия,  которое,  по  его

представлениям, существует между космосом в целом, государством и  отдельной человеческой душой.  Справедливость  состоит  в  том,  чтобы  каждое  начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. «Государство возникает,  когда каждый из нас не  может  удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон. (4, стр.6)

Определяя  полис,  как  совместное  поселение,  обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том,  что  наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда между  гражданами государства.

Идеальное государство Платона - справедливое правление  лучших.  Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том,  что  законное  и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное  начало. (3, стр. 53)

Дальнейшее развитие и  углубление  античной  политико-правовой  мысли после Платона связано с именем  его  ученика  и  критика  -  Аристотеля.  Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о  политике.  Политика  как наука  у  него  тесно  связана  с   этикой.   Научное   понимание   политики предполагает,  по  Аристотелю,  развитые  представления  о   нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и  справедливое,  но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике.  Этика  предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель  различает  два  вида   справедливости:   уравнивающую   и распределяющую.    Критерием    уравнивающей     справедливости     является “арифметическое равенство”,  сферой  применения  этого  принципа -  область гражданского-правовых  сделок,   возмещения   ущерба,   наказания   и   т.д. Распределяющая   справедливость   исходит   из   принципа   “геометрического равенства” и означает деление общих  благ  по  достоинству,  пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.  Здесь  возможно  как  равное, так  и  неравное  наделение  соответствующими  благами  (властью,  почестью, деньгами). (3, стр.58-59)

Результатом  этических  исследований,  существенным   для   политики, является положение о том,  что  политическая  справедливость  возможна  лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к  одному  сообществу,  и  имеет целью их самоудовлетворённость.

Аристотель в своем труде «Политика» пишет:  «Общество,  состоящее  из нескольких селений, есть вполне завершенное  государство,  достигшее,  можно сказать,  в  полной  мере  самодовлеющего   состояния   и   возникшее   ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». (4,  стр. 26)

Человек по своей природе  существо  политическое,  и  в  государстве

завершается развитие этой политической природы человека.

 

 

Глава 3 «Период эллинизма политической мысли Древней.»

Кризис  древнегреческой  государственности  отчётливо   проявился   в учениях о государстве и праве эллинистического периода.  В  последней  трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость  и  попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы  Александра  Македонского положили  начало  эллинизации   Востока   и   формированию   эллинистических монархий. (3, стр. 64)

Учения Эпикура и  Полибия  являлись  отражением  политико- правовая мысль этого периода.

По   своим   философским   воззрениям   Эпикур   был    продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по  его  мнению,  развивается  по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено между его  физическими  и  политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер.  Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Главная  цель  государственной  власти  и   основания   политического общения, по Эпикуру, состоят  в  обеспечении  взаимной  безопасности  людей, преодоления  ими  взаимного  страха,  непричинения  ими  друг  другу  вреда.

Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении  оттолпы.  Исходя  из  этого  государство  и  закон  трактуются  Эпикуром   как результат  договора  людей  между  собой  об  их  общей  пользе  -  взаимной безопасности. (3, стр. 64)

Основателем  стоицизма  был  Зенон.  Мироздание  в  целом,   согласно стоицизму, управляется судьбой.  Судьба  как  управляющее  и  господствующее начало есть  одновременно  “разум  мироздания,  или  закон  всего  сущего  в мироздании”.  Судьба  в  учении  стоиков   выступает   в   качестве   такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер  и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между  собой.  Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а  не  искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане  единого  мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение  стоиков  оказало  сильное  влияние  на  взгляды   Полибия-

греческого историка и политического деятеля.

Для  него  характерен  государственнический  взгляд  на  происходящие события,  согласно  которому  то  или  иное  устройство  государства  играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить

другой, и помогать, однако во всех положениях  они  обнаруживают  подобающее единодушие,  и  потому  нельзя   было   указать   лучшего   государственного устройства».(4, стр. 50)

Историю   возникновения   государственности   и   последующей   смены государственных  форм   Полибий   изображает   как   естественный   процесс, совершающийся  по  “закону  природы”.  Всего  имеется  шесть  основных  форм государства, которые  в  порядке  их  естественного  возникновения  и  смены занимают следующее место  в  рамках  полного  их  цикла:  царство,  тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием  в  качестве  двух  основных начал,  присущих  каждому  государству.   Он   подчёркивал   взаимосвязь   и

соответствие между добрыми обычаями и законами,  хорошими  нравами  людей  и правильным устройством их государственной жизни.

 

Заключение.

Мы  видим,  что  уже  в  Древней  Греции  были   созданы   социально-политические теории, которые во многом  предопределили  дальнейшее  развитие социально-политической     мысли.     Древнегреческие     мыслители     были первооткрывателями  в  многочисленных   областях   человеческого   познания. Поэтому  можно  говорить  не  только  о  вкладе  древних  греков  в  историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании  ими  фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории  и практики.

Каждое время, обращаясь к творческому наследию  древних  греков,  по- своему учились у них, интерпретировало  их  теоретические  достижения  и  их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности.

Громадное  влияние   на   последующее    развитие   политико-правовой идеологии  оказало  учение  Платона.  Под  его   воздействием   складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля,  стоиков,  Цицерона и других представителей античной  политической  мысли.  Выдвинутые  Платоном идеи «правления  философов»  и  «мудрых  законов»  были  восприняты  многими мыслителями эпохи Просвящения. (2, стр. 62)

Далеко за пределы античности  вышло  влияние  политико-правовых  идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей   политической  мысли  получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради  общего блага.

В  политическую  идеологию  Средневековья   и   Нового   времени   из аристотелевского  учения перешли классификация форм  государства,  положения о  причинах  смены   политических   состояний,   смешанном   государственном устройстве. (2, стр. 62)

Античная  политико-правовая  идеология   сделала   первые   шаги   по осмыслению политической свободы.  Государство  и  законы  в  Древней  Греции начинают рассматриваться  как  установления,  созданные  самим  человеком  и призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне  представители  различных  теоретических  и  идейно- политических направлений, школ и движений  постоянно  черпали  и  продолжают черпать из истории древнегреческой  философской  и  политико-правовой  мысли разнообразные сведения, знания и аргументы для обоснования отстаиваемых  ими позиций, критики в адрес своих противников. (1, стр. 258)

 

Список используемой литературы:

1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. 350 стр.

2. История политических и правовых учений. Учебник  под  ред.  О.Э.  Лейста. М.: Зеркало, 1999. 568 стр.

3. История политических и правовых учений. Учебник под ред.  В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996. 736 стр.

4. История  политических  и  правовых  учений.  Хрестоматия  под  ред.  О.Э.

Лейста. М.: Городец, 2000. 512 стр.
Делай что должен, и будь что будет.